Из опыта работы
«Эффективные формы организации деятельности воспитанников в музейном пространстве детского сада»
Тюра Светлана Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №16»
Мини-музей – это специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Цель создания мини-музея: развитие познавательной активности дошкольников.
Задачи:
— создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
— формировать у дошкольников представление о музее;
— обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
— обобщать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве;
посредством развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности
Педагогические функции музеев:
-образовательная;
— развивающая;
— просветительская;
— воспитательная
Коллекция игрушки «Неваляшки» в группе раннего возраста.
Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музейной коллекцией.
Благодаря экскурсии проведённой для детей подготовительной группы, наши малыши очень с ними подружились. Подготовишки взяли над группой раннего возраста шефство и стали приходить к малышам с игрушками, подарками. Они вместе играли, проводили досуги. Это способствует социализации детей в обществе, помогает раскрыть детям старшего возраста свои качества: такие как забота, внимание, сопереживание, умение делиться. Особенно это важно для детей, которые воспитываются в семьях, где один ребёнок.
Экспозиция «Теремка» в первой младшей группе.
Экспозиция теремка создавался родителями, педагогами и детьми. Там представлены экспонаты ручной работы, из природного материала. Благодаря им можно разыгрывать различные сюжеты сказок, где используется домик. Он так же расположен в группе раннего возраста. И дети старших и подготовительных групп могут прийти и поиграть вместе с малышами.
Алгоритм создания мини-музея
выбор темы мини-музея;
определение места размещения мини-музея;
планирование экспозиций;
выбор дизайна оформления мини-музея;
подбор экспонатов;
оформление визитной карточки или путеводителя мини-музея;
разработка форм работы с экспозициями мини-музеев;
разработка сценариев и конспектов НОД;
разработка ознакомительной экскурсии в мини-музее;
планирование поисково-познавательной деятельности в мини- музее.
Формы и методы работы в мини-музее:
— беседы с детьми;
— опытно-исследовательская деятельность;
— чтение художественной литературы;
— самостоятельное рассматривание экспонатов;
— экскурсии (обзорная, «путешествия», игра-экскурсия и т. д.);
— игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
— музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр презентаций;
— мастер-классы по изготовлению экспонатов;
выставки;
— проекты различной направленности, КВН, викторины, спортивные досуги, развлечения.
Мини-музей для детей старшего и подготовительного возраста «Кошельков» и «Денег»
Этот мини-музей был создан работниками детского сада, родителями.
Цель:
— воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
*развитие экономического образа мышления; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
— деньги, их история, виды, функции;
— семейный бюджет.
Для проведения экскурсии достаточно навести телефон на кюаркод и любой желающий погрузиться в интересную историю создания и появления денег, первых банкоматов и т.д.
Экскурсии рассчитаны на разную аудиторию. Отдельно для взрослых и для детей. Благодаря посещению этого музея в группах и в семьях воспитанников начали создаваться различные игры, которые направлены на знакомство с различными профессиями, была подобрана коллекция мультфильмов в которых раскрываются основные понятия, направленные на развитие финансовой грамотности среди старших дошкольников.
Создание мини – музеев в ДОУ позволило нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.