Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Экологический театр | ДЕТСТВО-ГИД

Экологический театр

Проект «Экологический театр»

Дзюина Инна Викторовна,
музыкальный руководитель МКДОУ № 165,
г. Новосибирск

Основная цель данного проекта направлена на формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Решение задач, заявленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка. В результате реализации проекта, дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков грамотного поведения в природе.
Проект характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых. Проект не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы.

Постановка проблемы
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний. Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы. Кого винить в том, что в жизни насущной при нехватке средств и времени, мы упускаем из виду такие ценные качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к « братьям нашим меньшим»?
Дошкольный возраст — оптимальный период в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Поэтому работу по осознанно правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к образовательной деятельности.
Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, но и формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Цель проекта: формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
— формирование представлений об источниках загрязнения водных ресурсов воздуха, лесного пространства, их последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
— формирование осознанного и бережного отношения к окружающей среде;
— формирование умения налаживать партнерские отношения в процессе театрализованной деятельности с экологическим содержанием;
— приобщение дошкольников к театральной культуре, обогащение их театрального опыта: знаний о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
— развитие экологической культуры;
— воспитание эстетического вкуса, любви к музыкально-театрализованному искусству;
— создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный:
— обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
— определение цели и задач проекта;
— подбор литературы, пособий, атрибутов;
— обсуждение с родителями дошкольников вопросов, связанных с проведением проекта;
— составление тематического планирования мероприятий.
2. Основной:
— педагогическая деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.
3. Заключительный:
— обобщение результатов работы;
— анализ деятельности;
— презентация итогов работы.

Методы реализации проекта
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки. Экологический театр предполагает воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг.

Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется работе над театральными этюдами. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, мышление, речь. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной, благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность спектакля. Стараемся сделать его легким для восприятия.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество — ценностная ориентация. В связи с этим, особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Моя задача как педагога — помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

Проект «Экологический театр», помимо театрализации, включает в себя разные виды деятельности. Вместе с детьми мы придумываем игры-макеты, изготавливаем атрибуты и декорации к спектаклям, разрабатываем и реализуем мини-проекты на интересующую тему. Для экспериментирования также отведен уголок, чтобы дети могли сделать несложные опыты- наблюдения и т.д.
Рассказывая детям сказку, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Для этой работы используем наше многофункциональное «панно», которое является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно.
Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. В ходе игр-драматизаций дошкольники учатся владеть собой, вести себя так, как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

Работа с родителями по реализации проекта
Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в зоопарк, в лес, оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материалов.
Перед каждым спектаклем вместе с детьми устраиваем «Вернисаж». Для детских рисунков у нас изготовлены рамочки, которые помогли нам сделать родители, а для поделок из глины и природного материала сделана специальная «живая полочка». Все это помогает сплочению коллектива: дети — родители — воспитатели.
Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания помогает в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Даю советы родителям по вопросам бережного, заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы, например: «Как читать с детьми книги о природе».

Критерии отслеживания результативности у воспитанников
1. Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться во время выступлений перед взрослыми и сверстниками.
2. Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
3. Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
4. Быстро запоминают текст.
5. Имеют богатый словарный запас.
6. Большая сосредоточенность внимания.

Конкретные ожидаемые результаты
1. Сформированные представления о растениях, их значимости в жизни человека.
2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
3. Бережное отношение к природе.
4. Раскрытие творческого потенциала детей.
5. Сформированные элементарные понятия: «пруд», «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
6. Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

Заключение
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры в процессе театрализованной деятельности, в делах, поступках воспитанников стало проявляться осознанно правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы «Почему?» и «Зачем?» выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта. Сформировалось эмоционально-практическое отношение к окружающей природе. А самое главное — в конце лексических тем стали проводить вместо обобщающих бесед театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям.
По результатам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности детей видно, что работа по реализации проекта приносит свои плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к окружающему. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр — новое направление в работе детского сада. А это значит, что для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.
В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано — природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём.
Главная цель — это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув» (Е. Леонов).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.