Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере

физра

Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача «становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере».
Как реализовать данную задачу в условиях дошкольного учреждения?

Развитие саморегуляции – важное направление психического и физического развития дошкольников. Это личностное новообразование, которое формируется в различных видах деятельности и означает произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция реализуется в индивидуальной форме, зависит от конкретных условий, от особенностей нервной деятельности и от личностных качеств ребенка.

Задачи становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере:
— формировать умение дошкольников произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
— способствовать умению различать и сравнивать мышечные ощущения;
— формировать умение соотносить характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) с характером движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм).

Основными упражнениями, направленными на развитие саморегуляции и применяемыми в дошкольном учреждении являются:

1. Дыхательные упражнения. Дыхательную гимнастику можно включать как составную часть утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, двигательных разминок и других физкультурных комплексов.
Задача — освободить дыхание от напряжения и ограничений, мешающих дыханию. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание, другими словами — чувствовать свое дыхание.

2. Массаж и самомассаж. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему ребенка, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.
У детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.
При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным, желательно подобрать для самомассажа соответствующие действиям стихотворения.

3. Растяжки. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, снять утомление, улучшить осанку. Активизируются защитные силы организма, совершенствуется навык управления своим телом. Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с ребенком или в небольшой подгруппе.
Помогает овладеть упражнениями на растягивание методика игрового стретчинга. Книгу Мединской Е.В. «Игровой стретчинг в совместной двигательной активности дошкольников и педагога» можно скачать здесь на сайте, на странице «Библиотека».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментариев к записи “Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере”

  1. Ирина Васильевна Цвикло:

    Здравствуйте, у меня возникли сложности , мне необходимо расписать становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере по возрастным группам: ранний возраст, младший дошкольный, средний и старший дошкольный возраст.

    • admin:

      Ирина Васильевна, не зря в задаче написано «становление», после становления идет формирование, а затем – развитие. В дошкольном возрасте мы способствуем только становлению.
      В раннем возрасте основная задача в этом направлении — упражнять в умении сохранять равновесие (сидя, стоя, переступая). В младшем — формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку; формировать умение разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать); формировать умение прыгать на двух ногах. С этого возраста потихоньку вводить самомассаж в игровой форме. В среднем — способствовать умению соотносить характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) с характером движений; формировать согласованные движения при ползании, лазании, бросании мяча. С этого возраста включать дыхательные упражнения и самомассаж. Задачи для старшего возраста возьмите из статьи.

  2. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где найти тему развития саморегуляции двигательной сферы детей 3-4 лет в подвижной игре. В интернете ничего подобного не нашла(((

    • admin:

      Елена, честно говоря, не знаю. Я писала статью на основании такой задачи из ФГОС. Хотела хоть немного разъяснить эту задачу педагогам.