Сценарий экологического похода
«Эколята – дошколята»
для детей старшего дошкольного возраста
Карвель Ирина Владимировна,
старший воспитатель
ЧДОУ «Детский сад № 188 ОАО «РЖД»
г. Боготол Красноярского края
Задачи:
— формировать у воспитанников экологическую культуру;
— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
— развивать навыки ориентировки на местности;
— оздоравливать организм во время пешеходной прогулки;
— развивать выносливость, силу, ловкость.
Оборудование: конверт с письмом; карта маршрута; знаки «Правила поведения в природе»; гимнастические палки (для игры-эстафеты «Муравейник»; три игрушечных больших грузовика с надписями «Металлолом», «Пластик», «Бумага, картон», обруч (для игры «Рассортируй мусор»); прозрачная емкость, воронка, ватные диски, ведерко с грязной водой, порошок активированного угля (для эксперимента «Очищение воды»; значки эколят, зеленые галстуки; аудиоаппаратура.
Действующие лица: эколята – дошколята: Шалун, Елочка, Тихоня, Умница, Старичок – Лесовичок.
Ход мероприятия:
Воспитанникам старшей и подготовительной группы почтальон накануне приносит письмо, в котором Шалун приглашает их в поход.
В назначенное время участники похода с рюкзаками за спиной выходят из детского сада, где их встречает Шалун.
Шалун: Всем привет, меня называют Шалуном. Я люблю веселые игры, а еще люблю узнавать все новое и неизвестное.
Ребята, а вы знаете, что необходимо в походе? Прежде чем отправиться в путь, нужно изучить карту-маршрут.
Дети идут к первому месту на маршруте «Аллея хвойных деревьев». Из-за сосны появляется Старичок-Лесовичок.
Шалун: Ой, кто это?
Старичок-Лесовичок:
Это я – седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Шалун: Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?
Шалун: Мы, дедушка, пришли в лес погулять, поиграть, отдохнуть, природой полюбоваться.
Старичок-Лесовичок: Знаю, знаю, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы рвете. Насекомых и зверей обижаете. Мусор за собой не убираете. Не пущу вас в лес!
Шалун: Не сердись на нас Старичок – Лесовичок, ребята не такие, они лес любят и уважают. Правила поведения в природе знают.
Дети рассказывают о правилах поведения в природе и показывают соответствующие знаки.
1. Чтоб цветы в лесу цвели
Всю весну и лето,
Мы не будем собирать
Из них больших букетов.
2. Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем не беда,
Не трещи, сорока!
3. Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобится он
Жителю лесному.
4. Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
5. Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
6. Не ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева — деточка.
7. Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
8. Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
9. Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
10 Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать!
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Старичок-Лесовичок: В лесу недавно кто-то был и муравейник развалил.
Игра-эстафета «Муравейник»
Шалун: Ребята, представьте, что вы все маленькие муравьишки. А они очень трудолюбивые и могут поднимать вес в несколько раз тяжелее себя. Мы разделимся на две команды и будем строить муравейники, чья команда быстрее построит их, та и победила. (Дети по очереди берут гимнастические палки, бегут до ориентира и «строят муравейники»).
Молодцы, муравьишки! Какие вы у нас ловкие и сильные!
Старичок-Лесовичок: Теперь я спокоен за свой лес. Желаю вам хорошо отдохнуть.
Шалун: Ну, что ж ребята, нам пора дальше в путь!
Дети, руководствуясь картой выходят ко второму месту на маршруте «Лесная полянка», где встречаются с Тихоней, который собирает мусор.
Тихоня: Здравствуйте, милые дети. Меня зовут Тихоня.
Я очень люблю красоту, особенно цветы!
Шалун: Тихоня, чем это ты тут занят?
Тихоня: Люди на полянке отдыхали, веселились, загорали
И, не думая, бросали все обертки от конфет
И разорванный пакет …
Мусор здесь я убираю
И вас в гости поджидаю.
Шалун: Ребята, давайте поможем Тихоне убрать мусор.
Игра «Рассортируй мусор»
Перед детьми в центре полянки лежит обруч, внутри его коробки из-под сока, фантики от конфет, обертки от шоколада, пластиковые бутылки, ложки, стаканчики, тарелочки, алюминиевые, жестяная банка и т.д. Дошкольники делятся на три команды. Каждой команде дается игрушечный грузовик с ориентиром: «металлолом», «пластик», «бумага, картон».
Игра проводится в форме эстафеты. Участники игры должны переложить предметы из обруча в грузовик в соответствии с ориентиром. После чего отвечают, как можно использовать собранный мусор? Побеждает команда, участники которой быстро и правильно справились с заданием.
Шалун приглашает Тихоню отправиться вместе с ними в поход.
Дети отправляются к третьему месту на маршруте «Лесная лаборатория», где их встречает Умница с ведерком воды.
Шалун заглядывает в ведерко.
Шалун: Ой, а почему в ведре такая грязная, мутная, покрытая какой-то пленкой вода? Где ты ее набрала?
Умница: Ее Елочка возле дороги набрала.
Шалун: Дети, а можно поливать такой водой растения?
Дети: Нет!
Умница: А вы знаете, что случилось с водой? Почему она стала такой?
Дети высказывают свои предположения.
Но я знаю, как ее очистить! Сейчас покажу.
Эксперимент «Очищение воды»
Умница берет прозрачную емкость вставляет в нее воронку, в воронку укладывает ватные диски. Затем наливает тонкой струйкой грязную воду. Она проходит через ватные диски, и грязь оседает на них.
Умница показывает детям воронку с грязными дисками и прозрачную емкость с очищенной водой. Потом в профильтрованную воду опускает порошок активированного угля, перемешивает воду и повторяет опыт, переливая ее в другую прозрачную емкость. В завершении эксперимента Умница обращает внимание детей, что вода стала чистой и прозрачной.
Дети читают отрывок из стихотворения С. Олеговой «Берегите природу».
Дети:
Вода – это то, что всем жизнь нам даёт.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состояньи полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.
Шалун приглашает Умницу отправиться вместе с ними в поход.
Дети отправляются к четвертому месту на маршруте «Эколята – Молодые защитники природы», где их встречает Елочка.
Елочка: Здравствуйте ребята! Я – Елочка. Я очень люблю лес, и особенно деревья.
Планета Земля щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш, ребята!
Развеем над ним и тучи, и дым,
В обиду его никому не дадим.
Беречь надо птиц, насекомых, зверей,
Давайте будем добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами –
Такая планета нужна нам с вами.
Мы очень любим природу, бережем ее. Природе всегда нужны помощники и защитники. Ребята, а вы хотите оберегать природу и быть нашими друзьями?
Дети: Да!
— А хотите стать эколятами?
Дети: Да!
— Для этого нужно пройти посвящение и дать обещание всегда оберегать природу.
Дети образуют общий хоровод. В центре располагаются Шалун, Тихоня, Елочка и Умниц. Звучит «Гимн эколят – юных защитников природы» (муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой). Воспитатели прикрепляют значки. Герои по очереди читают слова клятвы. Дети говорят в конце: «Клянусь, клянусь, клянусь!»
Клятва юного защитника природы
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Дети: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Эколята: Поздравляем! Теперь вы тоже юные защитник природы! Помните об этом.
(Заканчивается поход пикником с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований).