Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Педагогическая находка по теме

«Экспериментальная деятельность как средство развития

познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Гостева Наталья Владимировна,

воспитатель МДОУ «Захаровский детский сад №1»,

 с. Захарово Рязанской обл.

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.    Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, рассуждает, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.  Задача педагога — не пресекать стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а наоборот — активно помогать ему в этом, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я поставила перед собой цель – сформировать у детей умение исследовать предметы, вещества, материалы.

Для достижения данной цели, мною были поставлены задачи:

— расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;

— развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового

характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы,

элементарно прогнозировать последствия);

— развивать личностные качества: активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации

элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

— формировать опыт выполнения правил техники безопасности

при проведении физических экспериментов;

— воспитывать стремление к самостоятельной познавательной

активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Мною было принято решение обогатить свои знания и опыт по данному вопросу, для этого я изучила работы таких авторов как Дыбиной Ольги Витальевны «Технология экспериментальной деятельности», Прохоровой Лидии Николаевны «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», Ивановой  Александры Ивановны « Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду» и других авторов;  приняла участие в нескольких вебинарах по этой теме, изучила опыт коллег на интернет- сайтах.

Провела диагностику детей по критериям, важным именно для процесса опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов. Для диагностического исследования использовала методику (Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)

Определила методы и формы работы с детьми, родителями, коллегами:

сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, развлечения, конкурсы, проектная деятельность.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности мною был разработан проект ««Лаборатория удивительных наук».

Для проекта были подобраны следующие материалы:

— картотека опытов и экспериментов;

— картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности

— конспекты НОД по экспериментированию;

— консультации и памятки для родителей по данной теме.

В течение всей моей работы собирала материал, который вызывает у детей большой интерес. Это кроссворды, упражнения и проблемные ситуации, логические задачи. Интересные, занимательные упражнения оформила в альбом «Школа науки».

Для развития творческой и исследовательской активности, а так же для познавательной мотивации в группе, совместно с детьми был оборудован уголок экспериментирования. В нем были собраны приборы помощники, природный материал, разные виды бумаги, и другие предметы

Вместе с детьми создали свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Наша коллекция постоянно обновляется, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности.

В процессе работы с детьми успешно применяются мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто слушать рассказ воспитателя об изучаемых объектах и явлениях, а посмотреть собственными глазами.

И только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи (оформление коллекций: экспонаты собирались во время отпуска – камешки, ракушки; на прогулках — семена, шишки).

 Рекомендовали родителям  проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к поведению исследовательской деятельности.

Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.

Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы   «Поиск воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», в этих опытах мы с детьми исследовали воздух.

Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).

Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха.

лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, лёд легче воды.)

Не прекращалась наша исследовательская деятельность и на прогулке. Мы с детьми провел ряд опытов со снегом «Теплый сугроб», «Чистый лед» и много других  опытов с другими объектами живой и не живой природы.

Вместе с детьми я провела вечер развлечения «В мире фокусов», где мы проводили различные эксперименты с разными предметами.

Конечно, не всегда работа шла гладко. Например, не все дети соблюдали правила безопасности, не всегда находилась необходимая литература, видеоматериалы, не хватало оборудования. С помощью родителей мы справились и с этими  проблемами.

Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Провела консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».

Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности».

Провела «Мастер класс» на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей».

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился:

— активный познавательный интерес и познавательная активность;

— расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;

— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;

— развились качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Я уверена, что только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Используемая литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 6.
  3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. — М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. — М. : АРКТИ, 64 с.
  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  6. Иванова И.А. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  7. Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  8. Интернет-ресурсы.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.