Из опыта работы
«Мини-музей как средство поддержки творческой активности детей старшего дошкольного возраста»
Леонова Галина Сергеевна
воспитатель МБДОУ № 14,
г. Оленегорс, Мурманской обл.
Во многих дошкольных образовательных организациях создаются различные музеи. Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Но как сделать так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.
Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию («знать предмет – значит действовать с ним»). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Исходя из особенностей психологии детей пяти-семи лет, музейно-педагогическая работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста.
В рамках реализации программы «Азбука краеведения» нами была запланирована экскурсия с детьми и родителями в городской краеведческий музей «У горы Оленьей». Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями. Побывав впервые в музее и окунувшись в необычную историческую атмосферу, маленькие экскурсанты предложили создавать экспонаты собственными руками для выставочной экспозиции в группе. С большим увлечением дети обсудили тематику экспозиции и совместно с педагогами и родителями группы пришли к выводу создать собственный мини-музей «Край мой северный».
Цель создания мини-музея «Край мой Северный»:
— обеспечить активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа;
— формировать чувство социальной значимости человека в мире, понимание того, что человек – творец (может многое создать, изобрести);
— воспитывать интерес к продуктивной деятельности, созданию поделок, рисунков, конструкций на темы, связанные с искусством, культурой и историей своей семьи, города, края, страны.
Деятельность и активность ребёнка посредством мини-музея наиболее эффективна при соблюдении следующих условий:
- организация выставок детского творчества на основе действующей экспозиции;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, технических средств обучения и средств информационно-коммуникационных технологий;
- систематические творческие контакты с социальными объектами города, родителями;
- организация развивающих видов деятельности (игры, развивающее общение, занятия, экскурсии);
- Реализация метода проектов («Школа экскурсовода).
Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Смысловой контекст, назначение музея заключалось в том, чтобы дети чувствовали себя первооткрывателями, испытывали радость экспериментирования, находили новое в знакомом, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его миропонимание опиралось на историю, ценности и культуру народа.
Для поддержания интереса детей, развития творческой активности, учёта их интересов и способностей, мини-музей представлен микроблоками:
- научно-вспомогательный фонд
- интерактивный фонд
- игровой фонд
В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях города Оленегорска, научно-познавательная и художественная литература о природе Кольского Заполярья, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей.
Научно-познавательный фонд способствует формированию у детей умения самостоятельно «работать с книгой», «добывать нужную информацию. С помощью познавательной литературы, наглядного материала происходит накопление познавательного опыта.
В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного города, горно-обогатительном комбинате, истории и символике городов Мурманской области. Здесь размещён дидактический материал по ознакомлению дошкольников с климато-географическими особенностями родного края, флорой и фауной Кольского Заполярья, природными богатствами: гербарии растений (собранные и оформленные детьми совместно с родителями), коллекции камней и минералов, предметов народного творчества коренных жителей, адаптированные рассказы о животных и растениях, особенностях северной погоды.
Главное — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Материалы оформлены в красочных альбомах, используются в свободном обращении детей.
Игровой фонд мини-музея предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам и представлен дидактическими играми: «Народы Севера», «Наша Родина», «Собери герб» и др.; картами, глобусом, атласами,
игрушками, поделками, атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Саамская семья», картотеками развивающих и подвижных игр (этнического направления) «Игры народов Севера», рукописными книгами, атрибутами к театральной деятельности (костюмы, театр ложек и др.), рабочими тетрадями.
Содержание работы мини-музея систематизировано по тематическим блокам:
- Моя семья
- Мой детский сад
- Мой родной город
- Мой родной край
«Детский сад и семья»
Дошкольное образовательное учреждение имеет свою историю, тесно связанную с историей города, в котором находится. В какой- то степени детский сад является памятником своей эпохи. Постепенное освоение окружающего пространства, углубление представлений о времени с опорой на собственный опыт, личные эмоции, чувства, переживания позволяют сформировать у ребенка целостное восприятие окружающего мира. Занятия, проводимые в мини-музее, предоставляют дошкольникам возможность выбора средств и материалов для осуществления способов деятельности, реализации своего замысла, оценки результатов своего труда, презентации готового творческого продукта.
Реализация представлений о семье в деятельности осуществлялась путем создания детьми развивающего поля (выставки самодельных рукописных книг, макеты, оформление семейных альбомов, в которых отражена жизнь нескольких поколений семьи; поделки из природного материала, меха и т.д.). Например, «Большая книга о маме» посвящалась мамам, в книгу «Вот оно какое наше лето» вошли рисунки и рассказы детей, отражающие яркие летние впечатления, фотографии совместного отдыха с родителями. С увлечением дети и родители создавали, а затем и демонстрировали семейные гербы, стремясь отразить в них с помощью символов историю и ценности своих семей. Этой работе предшествовали специальные занятия, познакомившие детей и взрослых с гербами: их назначением, историей возникновения, символикой, наукой геральдикой, раскрывающей значение гербов. Исследовательской формой работы является составление истории каждой отдельной семьи. Дети с помощью родителей собирали материалы о своих родных и близких (фотоархив, генеалогическое дерево, герб семьи).
«Родной город, край»
В ходе, бесед, занятий, экологических акций, тематических прогулок, наблюдений, игр-путешествий вокруг детского сада, серии экскурсий по городу «Мой город дорогой – ты с именем оленьим» ребята с радостью показывали дома, где они живут. Все вместе узнавали, делали фото жилых домов и общественных зданий. Вся проведенная работа во время прогулок и экскурсий находила отражение в мини-музее, в деятельности, в которой дети сами бы хотели отразить свои впечатления – творческой игре, составлении рассказов, изготовлении поделок, загадывании загадок, аппликации, лепке, рисовании, создании рукописных книг; чертили схемы маршрута, символами на карте города отмечали достопримечательности, памятники, архитектурные композиции, парки, скверы.
Чувствуя свою причастность к созданию экспозиций, ребята с большим интересом обсуждали тематику, приносили из дома экспонаты, «превращались» в «народных мастеров». Это предоставляло возможность опробовать новую социальную роль, познать самого себя и познакомиться с народными промыслами коренных жителей «Саами». Дошкольники не только изучили технику народного промысла, оформили экспозицию музея, но и сами изготовили экспонаты с использованием меха, кожи, бисера. На ярмарках дети — мастера проводили мастер- класс родителям. Родители в свою очередь имели возможность поработать в сотрудничестве со своим ребенком. В мини-музее находятся как подлинные работы художников, образцы элементов так и работы детей.
При подведении итогов дошкольники приглашали в мини музей сверстников из других групп, родителей, детей младшего дошкольного возраста и выступали в роли экскурсовода – демонстрировали плоды своего труда: показывали поделки, рисунки, рассказывали о своих впечатлениях, давали советы.
Предлагаемая деятельность — один из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы, усиления ее патриотической направленности.
Существуя как самостоятельная, деятельность мини-музея тесно переплетается с другими видами деятельности, позволяет сделать рисунки, поделки детей выразительнее, эмоциональнее, а рассказы по итогам прогулок — интереснее, ярко дополненными собственными наблюдениями.
Таким образом, мини-музеи — неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, новая «среда обитания» которую дошкольники могут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты.
Мини – музей не только «хранит и показывает», но и обеспечивает пробуждение творческой активности в деятельности детей в процессе образования.
Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
В обычном музее, ребенок лишь созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.