Сценарий образовательного мероприятия
«Фольклорные посиделки с Федорушкой»
Сухенко Кристина Вячеславовна,
воспитатель МБДОУ № 7,
Коваль Елена Валерьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ №7,
г. Мурманск
Целевая аудитория: 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Цель: формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.
Задачи:
Образовательные:
— знакомить детей с русским народным устным и музыкальным творчеством;
— обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь;
— закрепить умение использовать малые фольклорные формы в различных ситуациях
Развивающие:
— развивать чувство ритма, пластику, выразительность движений и речи.
-развивать творческие способности, внимание, любознательность, эстетический вкус.
Воспитательные:
— воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, народному творчеству
— приобщать дошкольников к нравственной культуре и уважению вечных ценностей: любви, доброты, трудолюбия.
— формировать у воспитанников умение взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в ходе подготовки и проведения мероприятия;
Предварительная работа:
— чтение русских народных сказок: «Лиса и Журавль», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Морозко», рассматривание иллюстраций к сказкам;
— чтение произведений малого фольклора;
— решение сказочных задач;
— игры – драматизации по мотивам русских народных сказок,
— организация подвижных русских народных игр;
— слушание русских народных песен и частушек;
— беседа про русские народные традиции — чаепитие;
-беседа про семейные традиции;
— создание совместно с детьми мини – музея по народным игрушкам, разучивание стихотворений о нашей Родине, изучение атрибутов русской народной одежды.
Оборудование: русские народные костюмы для детей и Федорушки (взрослый), балалайки, колокольчик, русский народный платок, рушник с ручной вышивкой, самовар, поднос расписной.
Зал украшен элементами русской избы: на стенах развешаны платки, стоит стол, накрытый скатертью с самоваром и сушками. В зале сидят дети.
Ход мероприятия:
Под песню «Ах, вы сени, мои сени» дети парами выходят на середину зала.
Выходит, Федорушка (воспитатель) и двое детей в русском народном костюме.
Федорушка: Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех вас в нашу избу приглашаем, хлебом с солью вас встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, все располагайтесь!
1 ребёнок: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей мы всех встречаем
Круглым, пышным караваем.
2 ребёнок: Вот он, хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
(двое детей, вместе с Федорушкой кланяются ребятам)
Рады видеть вас у себя в гостях. Здесь для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По –старинному обычаю — посиделками называется.
1ребёнок: Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Младые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, силушкой помериться, частушкой переброситься, да позабавиться.
Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:
1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!
Маленькие и большие!
Мы пригласили вас сегодня
На посиделки русские.
2 ребенок: Жива традиция, жива!
От поколенья старшего
Пришли обряды и слова
Из прошлого из нашего.
3 ребенок: Что за славный денек,
Собирается народ.
Будем петь и шутить,
Будем всех веселить.
4 ребенок: Мы по улице гуляли,
Хороводы выбирали.
Где веселый народ —
Тут и будет хоровод!
Русский народный танец
Федорушка: В народе говорят: «Мой дом – моя крепость». Ведь у каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?
Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя изба. А в ней хозяюшка. Давайте все вместе на нее посмотрим
Приглашаем вас в путешествие по русской избе
Рассматривание изображения «Русская изба»
Федорушка: Кто любит труд, того люди чтут. Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Есть терпенье, будет и уменье. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме. После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».
Ой, мне ведь надо печку затопить. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и согревательница. Очень уж любил русский народ печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.
— Вспомните сказки, в которых говорится про чудесные печки.
(ответы детей)
А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили.
По сей день, в русском народе, осталось много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!», «Щи да каша — пища наша». Ребята, а знаете ли вы, какие блюда готовили на Руси? (вареники, блины, кисель, пироги, окрошка, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы)
Мальчик: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем петь мы и плясать,
Русь великую величать.
Хоровод «Хоровод, пляшет маленький народ»
Федорушка: В давние времена, на посиделках, не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа для каждого найдется. Помогите — ка мне девицы — красавицы, с работой управиться. Нужно крупы разобрать, а затем и поиграть.
Рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Помощницы»
(нужно перебрать фасоль, кукурузу и гречку).
Федорушка: Что-то вы, ребятушки, призадумались, пригорюнились. Вижу, что поиграть вам захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.
Русская народная подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
Дети вместе с родителями и воспитателем выполняют движения, проговаривая текст:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Вот с такими головами (Показывают).
И с такими вот ушами… (Показывают).
Вот с такими волосами… (Показывают).
И с такими вот глазами… (Показывают).
И с такими вот носами… (Показывают).
Целый день сидели, ничего не ели.
А делали вот так. А как?»
(На кого ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).
Федорушка: Издавна, на Руси было много народов — Поляне, Кривичи, Вятичи. И на нашем Кольском полуострове они существуют по сей день. Передают знания из поколения в поколение, почитают и чтут традиции своего народа. Одними из них являются «Саамы». Предлагаю познакомиться с играми этого народа.
«Перепрыгни через керёжи»
«Холодные льдинки»
Федорушка: Понравились вам игры? А теперь, я предлагаю вернуться в нашу избу.
Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки.
Мы сыграем все ладком,
Песню звонко запоём.
«Было у матушки»
Федорушка: Какие же вы молодцы,
Песню спели, просто диво
Очень звонко и красиво.
В игры разные играете, но играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Девочка: Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Федорушка: Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу вас приглашать,
Сушками всех угощать!»
Мальчик: Сухарями! Сушками!
А может и ватрушками!
Все: Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте.
Нас добрым словом вспоминайте!
(Федорушка дети присаживаются за стол для чаепития. Рассказ хозяюшки о традиционных правилах чаепития)
Федорушка: У каждого народа есть свои традиции. А как Вы ребята понимаете слово традиции?
(ответы детей)
Федорушка: Слово традиции – это передача своего опыта, умения. Можно еще сказать, что это то, что передается с самого начала создания семьи и ее наследникам. Есть традиции, которые появились очень давно – это празднование Пасхи, Рождества и т.д. Есть традиции, которые создавались народом, а есть и те, которые служат только узкому кругу людей – семья. Сегодня я познакомлю Вас с такой традицией, как «русское народное чаепитие». В наше время нет такого человека, который не любил бы чай. Отгадайте, ребята загадку
«Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться».
Дети: Это самовар.
Федорушка: Правильно, самовар – неотъемлемый атрибут русского народного чаепития А почему его так назвали?
(Ответы детей)
Федорушка: «Сам варит» — отсюда и слово произошло «самовар». Самовар — это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды. Самовары получили очень широкое распространение. Каких только самоваров они не делали! Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Рассказ: Дело в том, что чаепитие из самовара — это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов (с подстаканниками) и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
«Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем».
В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав (малиновый, клубничный, ромашковый).
— Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.
Итог мероприятия
Федорушка:
-С каким предметами народного быта мы сегодня познакомились?
-Как можно в современной жизни их использовать?
Ответы детей и совместное обсуждение
Спасибо вам, девицы красные! Спасибо вам, добры молодцы! За то, что гостей порадовали и себя потешили!