Методическая разработка
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры ТРИЗ «Волшебная дорожка»
Малыхина Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: помочь Герою в процессе путешествия сформировать представление о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, правильного питания.
Задачи: 1. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни через образы литературных героев.
2. Развивать монологическую речь, память, мышление, воображение.
3. Активировать словарный запас детей, умение размышлять, рассуждать о характере и поступках литературных героев.
Алгоритм работы «Волшебной дорожки»
В данной игре главный герой мальчик Витя из стихотворения С.Михалкова «Про Мимозу». Он живёт, опекаемый мамой и папой, словно нежная мимоза. Витя скучный, ленивый, капризный ребёнок, который, кроме плюшек и пирожных, ничего не хотел есть. Но благодаря встречи с персонажами из литературных произведений («Сказка про то, как белка всех зверей приучила к зарядке», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Весёлый турист» С.Михалкова), мальчик Витя превращается в весёлого, озорного и, весьма, даже здоровенького малыша.
На доске выставляется «волшебная дорожка» из четырёх предметных картинок на её горизонтали с изображением литературных героев.
Ход игры
Воспитатель: Жил-был мальчик Витя по прозвищу Мимоза. Скажите, ребята, почему и за что ему дали такое прозвище?
Ответы детей.
Воспитатель: и вот однажды, посмотрев на себя в зеркало, Вите стало очень стыдно за свой внешний вид. Вышел он из дома, и пошёл, куда глаза глядят. Шёл-шёл, и попал на «волшебную дорожку». И видит, как Белка с ветки на ветку прыгает, по кочкам скачет. Спрашивает её Витя: «Скажи, Белка, зачем ты это делаешь?». Отвечает Белка: «Это же зарядка, делаю её каждое утро. Она нужна для того, чтобы быть красивой и стройной». Как бы вы ответили, ребята, на вопрос мальчика. Для чего нужна зарядка?
Ответы детей.
Воспитатель: говорит Вася Белке: «А я не умею делать зарядку, как же она выполняется? Не все же могут прыгать по веткам как ты. Белка улыбнулась и говорит: «Не расстраивайся, Вася, я тебе покажу и научу, как её делать.
Воспитатель: какие упражнения показала Белочка?
Ответы детей: наклоны в сторону, отжимания от земли, выпады вперёд-назад, прыжки, приседания.
Воспитатель: ребята, какие упражнения для зарядки показали бы вы?
Проводится физкультурная пауза «Делай, как я». Дети встают в шеренгу. Каждый из присутствующих по очереди показывает упражнения для зарядки, все повторяют.
Воспитатель: Вите очень понравилось выполнять упражнения. Он поблагодарил Белку и обещал делать зарядку каждое утро.
Пошёл Витя дальше по «волшебной дорожке». А на встречу, Блин – горячий да румяный. «Здравствуй, Вася!» — говорит Блин. «Здравствуй, Блинчик» — ответил мальчик Витя.
Кто из вас, дети, знает, что означает слово «здравствуй»?
Ответы детей.
Воспитатель: Блин был знатным поваром, и предложил Васе на завтрак кашу. Как вы думаете, почему именно кашу приготовил Блин на завтрак?
Ответы детей.
Воспитатель: каша – это полезный, питательный и вкусный продукт. Она содержит витамины и минералы, заряжает энергией на весь день. Но Вася отказался есть кашу, и мы знаем почему.
Ответы детей: потому что он, кроме плюшек и пирожных, ничего не хотел есть.
Воспитатель: «А разве нельзя есть одно и то же, например, только сладости»? – спросил мальчик. «Нет! – ответил знатный повар, – организму нужны разные питательные вещества. И предложил Вите разобраться, какие продукты полезные, а какие вредные. Но раз мальчик любил есть только сладости, он, конечно, и не знает ответ на этот вопрос. Давайте поможем мальчику Вите разобраться, какие продукты полезные, а какие вредные. На столе перед вами картинки с изображением разных продуктов. Ваша задача — разложить их по назначению.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вася теперь знает, какие продукты полезны для здоровья, а какие вредны. Есть только одни сладости точно не будет. И, чтобы запастись энергией перед дальней дорогой, Вася съел кашу и спасибо сказал. «Запомни, Вася, одну народную мудрость, — сказал Блин на прощанье, — лакомств тысяча, а здоровье одно». Поблагодарил Вася блинчик за всё и пошёл дальше.
Шёл-шёл и вдруг услышал весёлую песенку, которую напевал мальчик с рюкзаком за спиной. Поздоровались они друг с другом. «А что у тебя в рюкзаке»? – спросил Вася. Мальчик раскрыл рюкзак и показал предметы, которые там лежали.
Воспитатель: какие предметы всегда носил с собой мальчик-турист и почему?
Ответы детей – полотенце, мыло, зубной порошок.
Воспитатель: «Ты такой сильный, смелый и крепкий, — как тебе удалось таким стать»? – спросил мальчик Витя.
«А у меня есть три друга, они всегда со мной.
«Где же они, я их не вижу».
«Отгадай загадки, тогда узнаешь про моих друзей»
Ярко в небе я свечу
Всем дарю тепло.
Все болезни излечу
Вирусам назло
— Вам не принесу вреда,
Я прохладна,
Я тело закаляю
– Я тоже ваш хороший друг,
Ведь я закаляю дух!
Гуляй и носиком дыши,
Гуляйте больше, малыши!
Воспитатель: Вася узнал друзей мальчика-туриста, а вы, ребята, догадались кто они? Да, конечно, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Лучшими друзьями стали Вася и мальчик-турист. Они много гуляли, играли в разные подвижные игры. Воспитатель: и, наконец, мальчик Вася очутился дома. А вот как он стал выглядеть после путешествия по «волшебной дорожке, я предлагаю вам его нарисовать, а потом рассказать, каким он стал.
Дети рисуют и презентуют свой рисунок.
Воспитатель: теперь мальчик Витя точно знает, чтобы стать крепким, выносливым, здоровым, нужно много двигаться, заниматься спортом, есть полезные продукты. И Мимозой звать его никто не будет.