«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Жильцова Анжелика Александровна,
воспитатель «МБДОУ № 10»,
гп. Печенга Мурманской области
Аннотация: в данной статье речь идет о том, что в процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Представлены игры, которые используются в работе по формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Ключевые слова: игра – важнейший вид деятельности детей; развитие логического мышления; умение рассуждать; математические игры.
Для детей дошкольного возраста формирование математических представлений является важным этапом развития. Математика — это не просто набор цифр и операций, это способ мышления, логики и абстрактного мышления.
Поэтому так важно начинать знакомство с математикой с самого раннего возраста.
Дидактические игры играют ключевую роль в процессе обучения математике дошкольников. Играя, дети лучше усваивают материал, воспринимают информацию легче и с большим интересом. Ведь для детей игра — это не только развлечение, но и способ обучения, исследования мира вокруг.
При выборе математических игр для дошкольников я учитываю несколько принципов:
Во-первых, игра должна быть увлекательной и интересной для ребенка, чтобы он с удовольствием участвовал в ней.
Во-вторых, игра должна быть развивающей, способствовать формированию математических навыков и представлений.
И, наконец, игра должна быть доступной и понятной для детей данного возраста.
Существует множество дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» — отмечает Сорокина А. И.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Хочу поделиться некоторыми играми, которые использую в своей работе.
- Игры с цифрами и числами
• «Математическая путаница»
Ход игры: цифры раскладываются на столе или выставляются на доске. Когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
• «Какой цифры не стало?»
Ход игры: убираются одна или цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 6 сейчас стоит между цифрами 8 и 9 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 5 и 7, потому что цифра 6 больше 5 на один, 6 должна стоять после 5.
• «Собери цифру из подручных материалов»
Ход игры: играющие на скорость собирают цифры из подручных материалов (палочек, верёвочек, из веточек, камушек).
• «Рисование на манке»
Ход игры: играющие рисуют на манке, которая находится в подносе, цифры, которые называет взрослый или изображённые на карточке.
• «Математическая ромашка»
Ход игры: играющим выдаются серединки ромашки, на которых изображены цифры. Детям необходимо соотнести цифру с количеством лепестков .
• «Больше, меньше. Накорми крокодила»
Ход игры: Дети с помощью знаков «больше», «меньше», «равно», похожих на пасть крокодила сравнивают количество предметов, изображённых на карточках. - Игры на знакомство и закрепление представлений о величине
• «Большие и маленькие ели»
Ход игры: для детей создаётся игровая ситуация, в которой необходимо помочь животным леса: большим и маленьким посадить деревья. Дети с помощью приложения или на глаз сопоставляют ёлочки с размером животным и помогают им.
• Дидактическая игра: «Кто какого роста?»
Ход игры: дети в игровой форме сопоставляют игрушки по высоте.
В игровой форме можно сравнить рост детей: «самый высокий», «самый низкий», «среднего роста», «выше», «ниже» - Игры на знакомство и закрепление представлений о форме и цвете предметов
• Дидактическая игра «Сыщики»
Ход игры: у детей лупы разных форм и цветов. Предлагаем детям превратиться в сыщиков и начинаем. Предлагаем детям найти фигуры, похожие по форме на лупы или такого же цвета.
• «Тактильные геометрические фигуры»
Ход игры: играющие выбирают тактильную геометрическую фигуру (имеющую различное наполнение) и соотносят её с такой же фигурой, находящейся на игровом поле. - Игры, направленные на способности ориентироваться в пространстве
• «Скажи, где находится»
Ход игры: необходимо расставить игрушки в разных местах группы. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, сзади, рядом, возле, между и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.
• Игра «Украсим платок, ковёр…»
Ход игры: воспитатель предлагает украсить платки листочками, кружочками, квадратами, треугольниками и говорит: «Нижние края платка украсим желтыми листочками, а зелеными листочками украсим верхний край» или «Левую сторону украсьте синими квадратами, а левую – желтыми». Можно предложить детям украсить все стороны платка по-своему и рассказать об этом.
• «Графические диктанты»
Ход игры: дети с помощью указаний взрослого: «Влево 1 клетка, вправо одна клетка» и тд. рисуют какой — либо предмет или дорогу к герою, которому нужна помощь. - Игры, направленные на развитие способности ориентироваться во времени
• «Часы и время»
Перед началом игры дети берут себе циферблаты (которые сделали самостоятельно) и карточки с временем.
Ход игры: ведущий показывает карточку и предлагает поставить время с помощью стрелок на циферблате.
• «Найди ошибки. Части суток»
Ход игры: ведущий предлагает соотнести картинки с изображением частей суток и найти ошибки.
• «Собираем пазл. Дни недели».
Ход игры: ребёнок собирает пазл из горизонтальных или вертикальных полосок, каждая из которых имеет своё название.
Итак, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры — это не только эффективный, но и увлекательный способ познания мира математики.
Список использованных источников
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. — М.: Эксмо, 2016. — 499 c.
- Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. — М.: Сфера, 2021. — 112 c.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.