Из опыта работы
«Играя с морской галькой, развиваемся»
Сидорова Ирина Викторовна,
Валькова Анастасия Юрьевна,
воспитатели МБДОУ № 56 г. Апатиты
Представляем Вам пример нашей работы с детьми раннего возраста (2-3 лет) – игры с нетрадиционным материалом – морская галька. Это природный материал, который прекрасно подходит для развития сенсорики, мелкой моторики, развития речи, воображения ребенка. Галька имеет разную форму, цвет, величину.
Тем и идей огромное множество, а самое главное просто и доступно, чтобы этот материал использовать с пользой.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
В представленных играх решаем множество задач:
1. Развитие мелкой моторики
4. Развитие координации и чувства равновесия, тактильных ощущений
6. Формирование математических представлений и понятий
7. Развитие фантазии и творчества
8. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения
9. Развитие речи
10. Развивать сенсорные эталоны
11. Снятие усталости, напряжения; создание положительного эмоционального настроения.
Камешки являются пособием, которое находит применение во всех образовательных областях. Игры и игровые приемы с морской галькой используем в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут зависеть от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использование их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого: на занятиях с подгруппами (2-3 ребенка) и индивидуально.
Подготовка гальки
Чистые камни разрисовать акриловыми красками или использовать наклейки. Покрыть акриловым лаком, чтобы прослужили дольше.
Обработка камушков проводится с требованиями СанПиНа.
Развивающие игры
(познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Сенсорная коробка «Найди большие и маленькие камешки»
Цель: знакомство с морской галькой, привлечь внимание детей к тактильному объекту, формировать элементарные математические представления (понятия большой – маленький, развивать речь.
Оборудование: емкость с песком и морской галькой.
Ход: обращаем внимание на камешки и предлагаем перебирать камешки руками, выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом знакомим детей с текстурой камней, цветом, величиной.
Раскрашивание камней
Цель: учить правильно держать кисточку, равномерно наносить краску, развивать речь, закреплять названия основных цветов.
Оборудование: морская галька, кисти, гуашь.
Ход: Раскрасить основными цветами большие плоские камни гуашью.
Сортировка «Разбери по цветам»
Цель: развивать умение различать цвета, называть их, совершенствовать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук
Оборудование: морская галька основных цветов, цветные тарелочки.
Ход: предлагается рассортировать камешки поцвету в цветные тарелочки.
Для этого нужно поместить в пластиковую емкость камни и перебирать пальчиками, а можно высыпать камни просто на стол и разложить их по цвету.
«Разноцветные заплатки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Оборудование: морская галька разных цветов, шаблоны «Мишка на воздушном шаре», «Бусы», «Игрушки».
Ход: ребенку предлагается закрыть окошки на шаблоне с помощью гальки, подбирая ее по цвету.
Лото «Времена года»
Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать цветовое восприятие.
Оборудование: морская галька с нарисованными предметами соответствующие временам года в тканевом мешочке.
Ход: ребенку предлагается взять камешек из мешочка и поставить на соответствующую времени года картинку: зима, весна, лето, осень.
Лото «Найди по цвету»
Цель: развитие сенсорных эталонов (различать и сравнивать цвета), речевое развитие (умение согласовывать слово-предмет и слово-признак):
Оборудование: морская галька с рисунками предметов разных цветов в тканевом мешочке, карточки основных цветов.
Ход: Ребенку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет предмета с карточками.
«Цветное дерево»
Цель: формировать элементарные математические представления (величина, цвет).
Оборудование: морская галька разных цветов, шаблон «Дерево»
Ход: ребенку предлагается подобрать гальку к нарисованной форме на шаблоне.
«Выложи по контуру»
Цель: формировать элементарные математические представления, знания о фигурах.
Оборудование: мелкие камешки, контуры фигур.
Ход: детям предлагается заполнить предложенные контуры.
«Создай каменную картину»
Цель: учить выкладывать сюжетную картину по образцу, формировать элементарные математические представления (формирование понятия один – много, большой – маленький), учить выполнять действия по образцу, развивать фантазию, речь, мелкую моторику.
Оборудование: морская галька с сюжетными картинками
Ход: Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков по образцу на определенную тему: «Веселые снеговики».
«Балансирующие камни – строим башню»
Цель: учить строить башню из морских камушков, развивать координацию и чувство равновесия, речь.
Оборудование: плоская гладкая морская галька разных размеров и цветов.
Ход: Задача — выстроить из плоских и гладких камушков башенку по образцу.