Инструментальное творчество дошкольников

muz5

Одной из задач музыкального развития дошкольников является развитие их творческих способностей в процессе игры и музицирования на музыкальных инструментах, т.е. инструментальному творчеству.

Начиная обучение по инструментальному творчеству, взрослый сначала показывает приемы игры на каждом инструменте. Затем предлагаются игры для детей и задания на освоение различных ритмов, усвоение мелодий и т.д. Важен качественный показ взрослых, чтобы дети слышали чистое звучание и видели правильные приемы игры.

Начиная с младшей группы, детям необходимо дать установку – использовать музыкальный образец не для точного использования, а для выполнения творческого задания (сочини сам). «Как поет твой петушок? Скачет твой заяц, идет твой медведь, едет твоя лошадка» и т.д. Часто будет иметь место подражание. Но в том случае, когда ребенок робкий, застенчивый, ему полезны действия по подражанию. Они вызывают его активность, заставляют поверить в свои силы. Если подражание происходит у активных детей, то они ничего не дают для музыкального развития, надо ставить перед ними задачу действовать самостоятельно.

Необходимо побуждать детей к самостоятельному применению уже достигнутых творческих умений. Например, представить и рассказать о том, что дети услышали в музыке (звук падающих капель дождя, шум ливня), а затем выбрать инструмент и изобразить звуками картину летнего дождя. Какие инструменты подойдут? (металлофон, треугольник). Или – «как бы ты изобразил праздник или плохое настроение через музыку, сыграй».
Можно использовать не только один вид инструмента, но и предложить сыграть в оркестре. Особенно дети любят играть на ложках, изображать, как скачет лошадка.
Инструментальное творчество можно разделить на:
1. Тембровую импровизацию. Ребёнок передаёт на ударных инструментах звуки окружающего мира, учитывая их тембровую окраску.
«Капель» — кап, кап – высоко, звонко.
«Гром» — бам-бам – низко, громко.
2. Выразительную импровизацию. Ребёнку предлагается создать выразительный музыкальный образ, передать на музыкальном инструменте тяжёлую поступь медведя, лёгкие прыжки зайца, пение птички.
3. Ритмическую импровизацию. Импровизация коротких ритмических мотивов – стук дятла, капли дождя.
4. Мелодическую импровизацию. Импровизация коротких мелодических мотивов. Это высшая ступень импровизации. Она говорит о том, что ребёнок сделал большой шаг на пути к настоящему музыкальному творчеству и музыкальному развитию.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

5 комментариев к записи “Инструментальное творчество дошкольников”

  1. Николай:

    Здравствуйте,Бэла Генадьевна!У меня открытый урок по теме «Значение инструментального творчества в развитии музыкально-творческих способностей детей».Работаю второй год и не всё получается,хотя мне очень нравится моя работа.Что можете посоветовать?

    • admin:

      Николай, жаль, что Вы не написали, какого именно возраста дети. Мне бы было проще советовать. Тему Вы взяли, конечно, сложную (имею в виду творчество). Насколько я поняла, затруднения в самом занятии. Хорошо бы сделать занятие на каком-то сюжете (напр., «Путешествие в лес»). Итак, вводная часть. Погрузить детей в проблемную ситуацию. Можно дать фонограмму голосов животных (пение птиц, рычание медведя, вой волка). Помочь детям отгадать, чей это голос. Спросить, какой он (голос) — грубый, низкий, нежный, певучий. Потом сказать, что не только голоса животных и людей звучат по-разному, но и у каждого муз. инструмента есть свой голос. Показать звучание 2-3 инструментов, спросить, как звучат. Основная часть. 1. Предложить отобразить голоса животных разными инструментами. «Какой инструмент подходит для птички». Спровоцируйте детей: сыграйте на треугольнике и скажите: «Так рычит медведь, правильно? А какой инструмент для него подходит? Почему?». 2. Задания: а) на повторение. Играете попевку (можно на одной ноте). Кто повторит? б) играете начало мелодии, ребенок заканчивает своей сочиненной мелодией. Это нужно для того, чтобы Вы после занятия сказали присутствующим коллегам (или отразили в презентации), что специально показывали этапы в развитии творчества, что творчество не появляется из ниоткуда. Об этапах у меня написано здесь на сайте в статье «Развитие творческих способностей». Затем еще парочку заданий детям и общий оркестр (можно с солистами). Заключительная часть — рефлексия. Советую в какой-то момент (можно в конце) дать инструменты некоторым присутствующим коллегам, пусть подыграют, этот приемчик положительно скажется на эмоциональной обстановке.
      Чуть не забыла: из леса по сюжету (в конце занятия) Вы с детьми должны будете уйти. А то некоторые педагоги от волнения так и заканчивают занятия, не закончив сюжет.

  2. Николай:

    Спасибо за статью

    • Татьяна:

      Здравствуйте, Белла Геннадьевна!Работаю музыкальным руководителем в детском саду.Развиваю творческие способности средствами игрового музицирования. Очень интересные у Вас приемы. Вопрос: Можно ли проводить аналогию между музицированием и инструментальным творчеством

      • admin:

        Татьяна, да, конечно, можно. Тем более, что цель у них одна — развитие творческих способностей.