Песенное творчество детей дошкольного возраста

Хороших результатов в музыкальном развитии и в развитии творческих способностей, в частности песенном творчестве, можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка, в частности музыкального слуха.
Большую помощь в этом могут оказать музыкально-дидактические игры для детей.

Существуют игры:
на различение звуков по высоте: «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» — в младшем возрасте, «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка» – в старшем возрасте;
на развитие чувства ритма: «Что делают дети?», «Прогулка» – у малышей, «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Выполни задание» – у старших дошкольников;
на развитие тембрового слуха: « Наш оркестр», «Определи инструмент», «На чем играю»;
на развитие диатонического слуха: «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».

Работу над песенным творчеством можно разделить на три этапа:
1) Речевой этап. Голосовой аппарат в дошкольном возрасте только формируется,
и для музыкального развития необходимо развитие слуховокальной коорди-
нации через речевой этап. Почему речевой? Потому что музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек.

Если педагог проводит подобную работу, то в отчетах и самоанализах обязательно должен указать о взаимодополнении образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»(в эту область входит музыкальное развитие дошкольников) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослуши-вается метр:
Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.
Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в само-стоятельной деятельности:
Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай- ка
Задача — побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. Это необходимый этап в работе над вокалом. А ещё и оздоровительные упражнения.
При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи (Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,
Шишки собира-а-ает, песенки поёт.
Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый) и сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тарака-нище» К Чуковского и т.п. Это благодатная почва для проявления творчества.

3) Собственно песенное творчество. Можно выделить такие направления:
а) задания на звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. Звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:
Муз. руководитель: Сели куры на забор
И пустились в разговор:
Ребёнок:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Педагог подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, тем самым способствует формированию звуковысотного слуха.

Муз.руководитель: Котятки, котятки, Малые ребятки. Дети: Мяу, мяу!

Муз.руководитель: Мы все подрастём, За мышатами пойдём. Дети: Пи-пи-пи! Используя в одном стихотворении две импровизации, можно выстроить их по принципу динамического контраста: котята мяукают громко, а мышки пищат тихо, чтобы котята их не нашли.

Игра «Эхо», когда один ребенок или педагог пропевает свое имя, остальные хором повторяют.

б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:
Как тебя зовут? – Катя.
До свидания, дети! – До свидания.
Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!
Можно предложить следующие музыкальные приемы:
1. Предложить детям по-своему допеть знакомую попевку. («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Играй, сверчок»)
2. Сочинить музыку на знакомую потешку, стихотворение. («Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка»).
3. Внесение игрушки. Педагог предлагает исполнить плясовую, марш или ко-лыбельную для куклы.
4. Записка или поздравление маме, герою из мультика. (Желательно зафик-сировать на магнитофон).
5. Сочинение контрастных мелодий на заданный текст с целью развития ладового чувства – минора и мажора.(« Солнце ярко светит, весело на свете» и «Дож-дик льет как из ведра, загрустила детвора» – это «Веселая» и «Грустная песенка» В.Агафонникова.
6. Музыкальные импровизации на тему знакомых сказок. Лучше брать простые и короткие сказки – «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Песенное творчество детей дошкольного возраста”

  1. татьяна:

    пишу работу для сдачи на высшую категорию и как-то растерялась и закапалась, может подскажете что-нибудь интересное

    • admin:

      Татьяна, честно говоря, по Вашему вопросу не совсем понятно, что Вы имеете в виду. Если интересные темы, то это: коллекционирование (есть здесь на сайте), работа с сюжетными картинками (есть на сайте), познавательно-исследовательская деятельность (есть планирование на сайте), проектная деятельность. Хотя можно любую тему красиво преподнести. Ориентируйтесь на то, в чем Вы сильны, что у Вас лучше получается и по какому направлению у Вас наработан материал.