Методическая разработка
«Интерактивная звуковая панель «Лестница света»
как средство коррекции речевых трудностей у детей 2-3 лет»
Колесникова Мария Александровна,
учитель- логопед МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
«Лестница света» предназначена для зрительной и звуковой стимуляции, проведения интерактивных игр. Количество зажигающихся световых модулей зависит от громкости издаваемых звуков. Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям, и взрослым — специальный встроенный в панель датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых ячеек, чем громче звук.
«Лестница света» как инновационная логопедическая технология коррекции произносительной и темпо – ритмической стороны речи.
Конспект образовательной деятельности с использованием «Лестницы света»
«Мои игрушки»
Цель: развитие речи.
Образовательные задачи: формирование пассивного номинативного словаря по теме «Игрушки» (кукла, машинка, кубики, пирамидки), пассивного глагольного словаря (везти, показывать, убрать, позвать).
Коррекционные задачи: формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные двигательные реакции; формирование умения повторять за взрослым звукоподражания, отдельные слоги и слова.
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества.
Оборудование: лестница света, грузовик, кукла, кубики, пирамидки.
Ход занятия
Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные реакции. Формирование умения повторять за взрослым звукоподражания.
Логопед предлагает родителям с детьми подойти к лесенке. Это волшебная лесенка, если громко издавать звуки, то она станет яркой. Дети со взрослыми пропевают звук –А-, лесенка загорается.
Логопед ввозит грузовик за веревочку, в котором сидит кукла.
Логопед.
Би-би-би! — гудит машина. —
В путь отправлюсь без бензина.
Привезла я куклу вам,
Это кукла Катя.
Логопед берет в руки куклу и начинает диалог с детьми, ни в коем случае не настаивая на ответах, довольствуясь хотя бы неречевыми реакциями, но стимулирует желание детей повторять вслед за ним отдельные слоги и слова.
После каждого предложения логопед делает непродолжительную паузу.
Все, о чем логопед говорит, он показывает детям.
1 упражнение
Логопед.
Что это? Это машина.
Как гудит машина?
Давайте погудим: «Би-би-би! Би-би-би!» (дети по возможности повторяют слоги за логопедом, родители помогают; чем громче дети повторяют, тем ярче загорается лесенка, чем тише, лесенка не загорается). В этот момент логопед прячет куклу.
Логопед. Какая машина? Большая! Покажите, какая большая машина. (Работа над пониманием обращенной речи и формирование умения выполнять одноступенчатую инструкцию). Логопед демонстрирует, как нужно развести руки, показывая, что это большая машина (если у ребенка не получается развести руки ему помогает родитель).
2 подвижное упражнение
Логопед.
В машине приехала кукла, где же она?
Давайте ее искать!
Родители берут детей за руки или на руки, начинают искать куклу Катю, пытаясь повторять за логопедом слог –АУ- (чем громче дети повторяют, тем ярче загорается лесенка, чем тише, лесенка не загорается).
3 упражнение
Логопед.
Кукла Катя нашлась, она очень устала, легла спать, а игрушки забыла убрать.
Нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Повторить за логопедом тихо, какую игрушку надо убрать в коробку (уточнение пассивного номинативного словаря – кубики, машинка, пирамидка). Ребенок тихо называет игрушку (родители помогают). Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, чтобы не загорелись световые модули.
Спасибо, вам ребята!
Кукла Катя отдохнула.
4 упражнение
Логопед.
Давайте тихо разбудим Катю и поиграем с ней.
Родители и дети идут по кругу, логопед говорит «хлопать» — все останавливаются и хлопают (лесенка зажглась), затем продолжают идти по кругу тихо, стараясь не шуметь, чтобы «Лесенка» не зажглась.
Кукле Кате надо уезжать обратно в группу (логопед увозит грузовик с куклой).
Логопед. Молодцы! С вами было интересно играть. Давайте вам похлопаем.
Используемая литература:
- Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике / Г. В. Дедюхина. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 250 с.
- Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 206 с.
- Нищева Н. В. Подгрупповые занятия учителя-логопеда с детьми раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 25