Мастер-класс для воспитателей
«Использование игровых методов и приемов
в организации театрализованной деятельности»
Устинова Ольга Викторовна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Цель: формирование компетентности педагогов по использованию игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельность.
Задачи:
1. Определить важность творческого развития дошкольников.
2. Уточнить этапы работы над ролью.
3. Определить методы и приемы организации театрализованной деятельности.
4. Применить игровые театрализованные методы и приемы в других образовательных областях на практике.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности.
«Первый этап — определение образа. Его задача — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Рассмотрим метод — «начитывание контрастных отрывков». Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж — лису. Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ той или иной сцене и дать ей характеристику.
- Наловил дед рыбы, едет домой, видит: лисичка свернулась калачиком и лежит себе на дороге, лежит не шелохнется, как мертвая. Дед закинул ее в сани и поехал домой, а лисичка рыбку за рыбкой всю и сбросила на дорогу.
- Лиса-Алиса спутница своего приятеля дружка кота Базилио, с целью наживы она вместе с Базилио пыталась добыть 5 золотых монет, которые Буратино получил от Карабаса-Барабаса.
После прочтения воспитатели-слушатели дают характеристику услышанным образам в соответствии с поставленными вопросами:
— Какой вы представляете себе лису Алису? (Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная и т.д.)
— Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т.д.)
Итак, с помощью метода «начитывания контрастных отрывков» перед вами предстали два разных образа лисы.
Второй этап — работа над мимикой. Его задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Можно использовать игру — Угадай кто я?
Детям на ушко говорится герой произведения, ребенок без слов должен показать героя, чтобы остальные догадались.
Выходят 4 человека, я говорю героев, воспитатели должны показать, а остальные угадать (лисичка-сестричка, трусливый заяц, Михайло-потапыч, сердитый волк).
Еще для работы над мимикой используется прием зеркало (особенно когда ребенок стесняется, можно индивидуально, ребенок берет зеркало, смотрится в него и представляет себя героем, например: Я серый волк, я ни кого не боюсь !!! Или –Я храбрый заяц, я волка не боюсь!!! Я лисичка-сестричка, самая красивая в этом лесу!!!
Третий этап — работа над голосом. Его задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Рассмотрим прием — «интонационная выразительность«.
Задание для одной половины воспитателей — проговорить фразу Лисички-сестрички «Я — лисичка, я — сестричка, я хожу не слышно«.
Задание для второй — проговорить фразу Лисы Алисы: «Ах вот ты где, Буратино…Я тебе сейчас все объясню«.
Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.
Сейчас давайте выйдут 4 человека и потренируемся.
1.Медведь — Лиса:
Пошел медведь к избушке и зарычал:
— Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
2.Петух — Лиса:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи — пошла лиса вон с печи!
— Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, убегаю!
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Таким образом, с помощью приёма «интонационная выразительность» можно придать речи эмоциональную окраску.
Еще для работы над голосом используется приём «голосовая импровизация» для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем; Текст.
На полянке, на лугу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: » ля-ля-ля-ля-ля-ля»
Мама нежно песню пела: «ля-ля-ля-ля-ля-ля»
А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал,
Да малину доедал: «ля-ля-ля-ля-ля-ля».
Воспитатели (3 человека) выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая и проигрывая текст.
Для совершенствования навыка четкого произношения используются скороговорки, тренировки в четком произношении гласных и согласных в разных частях слова.
Для развития дикции используется подражание звукам:
-Фырканье лошадки, хрюкание поросят, мяукание котят, лай собаки …
Четвёртый этап — работа над жестом и движением. Его задача — научить детей двигаться в соответствии с заданной темой. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяйка».
Для её проведения вызываю четырёх человек из воспитателей.
В.: Правила игры:
— совместно выбрать конкретный образ лисы (лисичка-сестричка);
— первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;
— задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Также для работы над жестом и движениями используется метод действий с воображаемыми предметами (3человека):
У одного день рожденье, к нему приходят гости и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений показывают, а именинник должен угадать, что ему дарят.
Еще можно использовать метод показа прочитанного(1 человек):
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть
Потом задумалась немножко —
Решила грудочку помыть.
довольная собой осталась,
с хвостом пушистым разыгралась.
Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».
Пятый этап — заучивание роли. Его задача — выучить текст конкретной роли.
«Прием «Книжечка» используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, дети по очереди воспроизводят текст предложение за предложением. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение, второе, третье предложение, и так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.
Например: Мама с папой купили мне котенка. Котенок был маленький. Я поила его молоком. Котенок часто спал. А когда просыпался-играл со мной.
Еще для развития речи используется метод фраза по кругу. Дети стоят в кругу, начинаем с одного слова и по очереди каждый ребенок повторяет предыдущее, добавляя одно слово, чтобы получилось предложение.
Итог: Кроме показанных сегодня методов существует еще много разных приемов для организации театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Очень важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.