Мастер-класс
«Использование интерактивной песочницы
в экологическом воспитании дошкольников»
Лавриненко Ирина Андреевна,
педагог-психолог МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Интерактивные песочные столы активно входят в образовательную деятельность воспитателей, логопедов и психологов как интерактивное средство обучения и воспитания.
Игры с песком заинтересовывают, отвлекают, расслабляют ребенка, обеспечивают эффективный способ подачи материала, тем самым приводят к наиболее успешному выполнению задания.
Создание песочных композиций в отличие от рисования не требует особых умений. Во время работы с песком ребенок постоянно получает ситуацию успеха, что сказывается на его эмоциональном благополучии.
Практическая часть (педагоги выступают в роли детей)
— Ребята, я хочу познакомить с волшебными песчинками и рассказать, как с ними нужно обращаться:
- Береги песчинки, — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться ему обратно домой.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они улетают, их трудно собрать.
- Песчинки очень любят, когда у деток чистые руки. Поиграл с песком — помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Ритуал приветствия «Ласковые слова»
Цель: Создание положительного эмоционального настроения.
— А теперь будем передавать друг другу эти волшебные песчинки. И пока они у вас в руках, вы придумываете добрые, ласковые слова и «передаёте» их вместе с песчинками своему соседу. А он своему соседу и так по кругу
— Ребята, обратите внимание какой песок в песочнице. (Ответы детей).
— А как он насыпан в песочнице? (Ровным слоем).
— Ребята, я хочу вам рассказать одну очень грустную историю. Когда-то на месте этого ровного слоя песка располагался Заповедник. Но злой волшебник-великан подул на него, и Заповедник исчез. А вы знаете, что такое Заповедник? (Ответы детей).
— Правильно! В этом Заповеднике волшебные песчинки заботились о животных, птицах, растениях. Эх, вернуть бы сейчас его… (Поможем песчинкам) А как мы его вернем? (Построим Заповедник вновь). А что же мы можем построить? (Возвышения, горы, пропасть, водоем.) Но ведь мы не знаем, где располагался тот или иной объект… Ребята! А может быть нам помогут волшебные песчинки! Предлагаю опустить руки глубоко в песок и, возможно, там мы найдем подсказки! (Нашли картинки). Какие же умные волшебные песчинки! Оставили нам знак! Ребята, в том месте, где вы нашли карточку и находится то, что на ней изображено. Поможем песчинкам? (Да). Построим заповедник? (Да).
Каждый строит свою часть заповедника.
— Вот мы и восстановили заповедник. Теперь в нем есть и горы, и озера, водопады, пропасть. Замечательно! Спасибо, друзья. Но мне кажется, что чего-то не хватает… Вы согласны со мной или нет? (Ответы детей/ наводящие вопросы). Не хватает пения птиц, журчания ручья. Ребята, как нам оживить Заповедник? (Ответы детей). Правильно! Нужно поселить животных и птиц в него, расставить растения и деревья! Приступим? (Да).
Включается музыка. Все довольны. Заповедник спасен, песчинки благодарны детям.
Итог мастер-класса:
Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течении многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана.
Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Помимо этого, есть возможность управлять различными объектами, например, кораблями или танками.
Таким образом, мы можем в режиме реального времени создавать и изменять свой собственный мир, объяснять детям, чем отличаются друг от друга водоемы: озеро, море и река, что такое вулкан и почему происходят извержения.
В интерактивной песочнице есть режимные моменты. В данном режиме детям предлагается, изменяя рельеф, погрузиться в красочный мир творчества. Каждая манипуляция (изменение высоты рельефа) с песком приводит к изменению его цвета.
Режим «Карта высот». В данном режиме песок окрашивается в зависимости от высоты, в виде топологии. Цвета окрашивания песка: от синего в самом низу, до красного на вершинах. Дети наглядно изучают высоты рельефа. В зависимости от манипуляций с песком (изменение высоты рельефа), меняется его цвет. В режиме топологии возможно углубленное изучение континентов, имитация их с учетом особенностей рельефа — горы, низины, водные объекты.
Режим «Вулкан». Режим строительства, которые дополнен возможностью создания интерактивного объекта — вулкана. Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Не допускается наличие посторонних объектов над горой-вулканом. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, а также может выпускать дым. Дети могут промоделировать поведение вулкана, и наблюдать, как он поведет себя в тот или иной момент. В данном режиме можно изучать:
‒ Вулканы и их строение, и образование;
‒ Поведение вулканов — действующие вулканы и «спящие», причины извержения вулканов;
‒ Что такое лава. Ее свойства;
‒ Воздействие вулканов на окружающую природу и человека;
Режим «Водопад». Режим строительства, который дополнен возможностью создания интерактивного объекта — водопада. Для того чтобы создать водопад, необходимо вытянуть руку (1 метр над песочницей) и растопырить пальцы. В этом режиме на рельефе может присутствовать только один водопад. Водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя, как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах. В данном режиме можно изучать:
‒ Водопады, самые известные водопады в России и в мире;
‒ Плотины и их виды: естественные и искусственные; ‒ Строительство плотин людьми: польза и негативное воздействие;
‒ Естественные плотины. Возведение плотин животными; Негативное воздействие и польза;
‒ Горные водоемы: реки, озера, водохранилища;
Спасибо за сотрудничество!