Конспект образовательной деятельности
по теме «Посуда»
для детей старшей группы
Дозморова Юлия Михайловна,
воспитатель МАДОУ № 3,
г. Каменск-Уральский Свердловской обл.
Задачи:
Образовательные задачи:
— обогащать знания и словарь детей по теме “Посуда”;
— продолжать формировать умение детей отвечать полным предложением;
— формировать умение образовывать относительные прилагательные;
— закреплять согласования притяжательных местоимений с существительными;
— формировать умение логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме с опорой на мнемотаблицу;
Развивающие задачи:
— развивать произвольность внимания, память, мышление;
Воспитательные задачи:
— воспитывать интерес к занятиям;
— воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Давайте поприветствуем их! Доброе утро! Здравствуйте!
А сейчас кто отгадает загадку, тот присядет на свой стульчик!
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
2. Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет. (Чашка)
3. Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахарница)
- Хотим испечь ватрушку.
Поможет мерить нам муку
Стакан, но с ручкой на боку,
А по-простому .. (Кружка)
- Варят в ней и супчик вкусный,
кашу, овощи и щи.
Если ты зайдёшь на кухню,
там её скорей ищи. (Кастрюля)
- Ее на печку греться ставят,
На ней картошку, рыбу жарят,
Котлеты, плов, икру, омлет.
Блины готовят на десерт.
7. Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли
и зовут её … кастрюлей.
8. И красива, и кругла.
Иль с картинкой, иль бела.
На столе её найду,
положу в неё еду.
9. Захочешь чай — любую выбирай!
Вот они — толстушки.
Кто такие? (Кружки).
10.Хлеб бережет,
Черстветь не дает.
Для хлеба — дом,
Хорошо ему в нем (Хлебница).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Скажите, как назвать все эти предметы одним словом? Правильно — это Посуда!
— Какие предметы посуды вы ещё знаете? (Ответы детей). Замечательно!
-Для чего нужна посуда?
(Посуда нужна для приготовления и употребления пищи).
— В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень).
— Как называется эта посуда? (Кухонная).
— А какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.).
— Как называется эта посуда? (Чайная).
— А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая).
— Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)
— Где хранят посуду?
(Посуду хранят на кухне в шкафу, буфете, серванте).
— Как ухаживают за посудой?
(Её моют, очищают от пыли).
Но помимо посуды есть еще столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? Кто может назвать? (Ложка, вилка, нож).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру, которая называется «жадина»! На столах лежат картинки, на них изображена посуда Ваша задача подойти к столу и по очереди разобрать картинки при этом нужно назвать предмет и присвоить его себе. (Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными: Мой кувшин…Моя тарелка…Моё блюдце…Мои кружки… и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, теперь у каждого из вас есть предмет посуды. Для выполнения следующего задания вы должны быть очень внимательны! Готовы? Я буду называть часть того или иного предмета (Ручка, дно, крышка , бортики, ножка, крыша, потолок, глазик) и если у вашего предмета есть такая часть вы один раз подпрыгиваете, подняв руку вверх, а если нету то приседаете! договорились? Тогда начнем!
— Устали немножко? Посуде то же нелегко, она редко стоит без дела. Давайте вспомним и назовем ЧТО ДЕЛАЕТ ПОСУДА?
Выкладываю на стол детскую посуду, подзываю ребят, они манипулируют предметами, одновременно называя действие.
Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»
а) Чайник – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.
б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.
в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.
г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
д) Тарелка — наложить, положить, вымыть, есть, разбить
Рассказ воспитателя
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
Давайте поиграем с мячом. Для этого вам нужно встать в круг. Я буду называть посуду, и из какого материала она сделана
Игра «Что из чего сделано». Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные
Из чего делают посуду? У вас на столах карточки переверните, посмотрите какая посуда и прочитайте, из чего она сделана, давайте подберем слова признаки к вашей посуде.
Ложка из серебра — серебряная ложка
Кружка из металла — эмалированная кружка
Стакан из бумаги — бумажный стакан
Бокал из хрусталя — хрустальный бокал
Кувшин из стекла — стеклянный кувшин…
Блюдо из фарфора — фарфоровое блюдо
Кастрюля из металла — металлическая кастрюля
Сковородка из чугуна — чугунная сковородка
Тарелка из глины — Глиняная тарелка
Сахарница из пластмассы — пластмассовая сахарница.
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о посуде! Сейчас я предлагаю вам составить рассказ о том предмете, который вам больше всего понравился. Что бы вам было легче, вы можете пользоваться схемой-подсказкой.
— Как называется предмет?
— К какому виду посуды относиться?
Цвет? Размер?
— Назовите, из какого материала сделан?
— Детали
— Для чего нужен?
Физкультминутка
Составление рассказа по опорной схеме
Итог:
Воспитатель: Молодцы ребята! Что нового и интересного узнали на занятии?
Чем бы вы поделились с мамой?
Какая игра тебе запомнилась больше?