Использование мнемотаблиц при запоминании сказок детьми 4-5 лет

Из опыта работы

«Использование мнемотаблиц при запоминании сказок детьми 4-5 лет»

Исаченко Наталья Аркадьевна,

воспитатель МБДОУ № 13,

г. Мурманск

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи из-за недостаточности словарного запаса. Употребление нелитературных слов и выражений. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д . Плохая дикция.

Какие же методы и приемы  использовать при работе со сказками для развития красивой, образной речи у ребенка?

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,  необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

На помощь воспитателю приходит такой прием, как мнемотехника, использующая естественные механизмы памяти мозга и позволяющая полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс запоминания сказочного текста с помощью приема мнемотехники.

Один из таких факторов – наглядность. Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Лев Семенович Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Учитывая вышеизложенные факторы, я решила использовать приемы мнемотехники для лучшего запоминания текстов театральных постановок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу начала с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.д. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста разработала цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы.

Позже задачу восприятия усложняем, добавив графические изображения. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольников), медведь – большой коричневый круг и т.д.

Для детей старшего возраста использую одноцветные схемы, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, т.к трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Анализируя состояние связной речи в начале учебного года в средней группе, сделала вывод: дети испытывают трудности.

Проведя целенаправленную работу по использованию графических схем, таблиц, дорожек в течение учебного года, сделала вывод:

— у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

— появилось умение и желание пересказывать сказки, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и на занятиях в театральном кружке, придумывать интересные истории;

— снигилировать сложность при заучивании стихотворных текстов;

— словарный запас вышел на более высокий уровень;

— детям удается преодолевать в себе робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.

Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать и пересказывать,  используя метод мнемотехники, тем лучших результатов достигнем в период предшкольной подготовки, т.к. связная речь является важным показателем умственных способностей детей и готовности их к школьному обучению.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.