Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Использование технологии Hand Tutor в развитии речи детей с ОВЗ | ДЕТСТВО-ГИД

Использование технологии Hand Tutor в развитии речи детей с ОВЗ

Из опыта работы

«Использование технологии Hand Tutor в развитии речи детей с ОВЗ»

Милецкая Елена Дмитриевна,

Конохова Екатерина Александровна,

инструкторы по физической культуре

ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей

 с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

г. Апатиты Мурманской обл.

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста напрямую связаны с проблемами их моторной функции.

В целом у воспитанников отмечается моторная неловкость, проявляющаяся в нарушениях темпа, ритма движений, как на уровне статических, так и на уровне динамических движений.

Таким образом, процессы формирования речевых, моторных навыков таких детей протекают достаточно сложно и требуют в коррекционно-педагогической работе применения как традиционных, так и инновационных технологий работы. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что такое HandTutor?

Тренажер HandTutor — это инновационная разработка, предназначенная для оценки и восстановления сенсорных, моторных и когнитивных функций движения пальцев руки, кисти и запястья.

HandTutor состоит из двух основных компонентов: специально разработанная перчатка со встроенными оптическими датчиками, реагирующими на тонкие движения пальцев руки, кисти и запястья. В комплект входят: 2 перчатки (левая и правая), которые соединяются с компьютером через USB шнур.

Ноутбук и реабилитационное программное обеспечение, которое предоставляет инструктору объективную количественную информацию о двигательных нарушениях ребёнка и позволяет, учитывая возможности ребёнка подобрать необходимые упражнения: рассчитав нагрузку и сложность, в соответствии с индивидуальными потребностями, включающее базы данных.

Для разработки программы, направленной на развитие моторной составляющей ведущей кисти и пальцев, использовались следующие игры программного обеспечения MediTutor: 11 Игровых тренировочных программ.

Цель: Коррекция имеющихся нарушений моторики и предупреждение формирования неправильных двигательных стереотипов у ребенка с ограниченными возможностями с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

  • Улучшение координации движений кисти и пальцев;
  • Укрепление тонуса мышц верхней конечности;
  • Купирование различных расстройств движений верхней конечности, включая тремор.

Кому показан HandTutor?

HandTutor показан:

  • детям с речевыми нарушениями,
  • детям с задержкой психомоторного развития,
  • детям с когнитивными нарушениями,
  • детям с ДЦП и диспраксией,
  • детям после длительной иммобилизации верхней конечности для восстановления подвижности пальцев,
  • детям с нарушением процесса письма.

Противопоказания:

  • Грубые нарушения психики;
  • Возраст до 5 лет;
  • У ребёнка имеется открытая рана;
  • Кожная инфекция.

Что развивает HandTutor?

В процессе занятий на HandTutor эффективно развиваются:

  • мелкая моторика;
  • координация движений «глаз-рука» (зрительно-моторная координация);
  • двигательные зоны мозга, осуществляющие работу тонких движений пальцев рук;
  • умение контролировать мышечную силу пальцев ведущей руки;
  • умение концентрировать внимание.  

Какова длительность курса?

Курс реабилитации на системе HandTutor составляет 8-15 сеансов по 30 мин.

Условия применения:

  • Преимуществом тренажера является отсутствие особых условий

для проведения тренировок.

  • Система МТ безопасна и неинвазивна.

Порядок работы:

1. Внесение пациента в базу данных. Правильный выбор перчатки (у нас она самого маленького размер 1). На кисть надевается и фиксируется хендтьютор, соединенный через USB шнур с компьютером.

2. В программном обеспечении заложено тестирование (Тестирование).

Информация используется для:

  • определения цели лечения;
  • мониторирования прогресса пациента;
  • для количественной оценки движений ребёнка.

Система МТ может проанализировать следующие клинические показатели движения в конечности:

С помощью проводимого тестирования определяют:

  • Пассивный и активный диапазон движений (синяя зона и красная зона); 
  • Скорость движений в суставе; 
  • Характеристику качества движений, такие как дрожь (тремор) или плавность; 
  • Мелкую моторику.

На первом графике показывает движение и можно определить максимальный диапазон движения каждого из пальцев, а на втором спектр движения –можно определить частоту, с которой мы совершали движение. Она будет соответствовать пику спектра. Чем уже спектр, тем выше координация ребёнка, если спектр пологий или имеется несколько пиков, то координация нарушена. Чем больше вершин, тем грубее нарушения.

Информацию, полученную на стадии оценки, используем для анализа работы с ребёнком, определения задач и целей и отслеживания для улучшения движений кисти рук. Так же можно создать аккумулированный отчёт из нескольких оценок, чтобы увидеть динамику.

Включение в занятие основного упражнения

Работа проходит с расширенной обратной связью, отображающей состояние контролируемой функции на экране. Уровень сложности автоматически настраивается под возможности ребенка.

Упражнения, базирующиеся на играх:

  • Тренировка запястья: сгибание и разгибание запястья;
  • Тренировка пальцев, включая большой палец;
  • Противопоставление большого пальца;
  • Сгибание и разгибание всех пальцев вместе;
  • Сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности;
  • Изолированные движения в проксимальных и дистальных фалангах пальцев.

В игре возможно внесение изменений в настройки основного упражнения на основании результатов тестирования:

  • Нагрузка может увеличиваться автоматически или произвольно (выбрать соответствующий параметр в настройках).
  • При калибровке перчатки перед игрой выбираются необходимые для выполнения упражнения части кисти (упражнения для тренировки при нарушениях координации движений в верхних конечностях, при низком мышечном тонусе,либо при повышенном мышечном тонусе в сгибателях (разгибателях) кисти;
  • Во время игры можно менять чувствительность игры. Чем чувствительность больше, тем легче перемещать точку на экране; чем меньше, тем сложнее, т.е. надо больше затрачивать движений для этого.
  • При настройке точности движения, чем меньше точность, тем уже траектория, тем сложнее удерживать точку на этой траектории (уровень точности движения).
  • Увеличивается объем движения (дорожка занимает весь экран).

Суть упражнения в том, чтоб удерживать точку на заданной траектории и изменяя форму траектории мы можем изменять характер движения точки и характер упражнения.

Настройки этой игры: количество раундов (повторений этой кривой), время разгибания и время удержания на максимальном разгибании, время сгибания и время удержания на максимальном сгибании, точность.

Включение игр

Выбор игры рекомендуется по результатам тестирования.

Благодаря настройке динамического диапазона и наличию многочисленных параметров настроек упражнения уровень сложности игры настраивается под функциональные возможности ребёнка, тем самым мотивируя его к многократному повторению упражнений и в конечном счете получению максимального эффекта от реабилитационных занятий.

В процессе игры возможна остановка и коррекция настройки. Весь процесс реабилитации в программе документируется, параметры сохраняются.

Упражнения, базирующиеся на играх, считаются одними из самых эффективных инструментов для мотивации. Совпадение или несовпадение прогнозируемых и реальных результатов действия оказывает влияние на характер сопутствующих действию эмоциональных реакций.

Начало следующего занятия позволяет определить степень закрепления результатов и повысить уровень от достигнутого.

HandTutor нравится детям, так как для них это прежде всего интересная игра!

Играя на компьютере в специально разработанные игры, ребенок, на руку которого надета перчатка с датчиками, выполняет единичные или построенные на взаимодействии частей тела упражнения. Перчатка легко надевается на руку ребёнка, не покрывает ладонь, тем самым не лишая руку свободы движений и сенсорных ощущений. Также возможна игра не только с компьютером, но при присоединении второй перчатки — игра двумя руками.

Визуальный контроль на экране монитора самим ребёнком за правильностью выполнения задач в выполняемом упражнении, а также оценка результата в процессе выполнения упражнения помогает планировать и направлять движения, предотвращает развитие моделей компенсаторных движений, повышая эффективность физического восстановления.

Суть упражнения оценить траекторию движения мяча и поймать его корзиной. Уровень сложности в настройках под конкретного ребёнка (размер мяча, количество, диапазон движения верхний или нижний).

Во время игры двигательные возможности ребёнка могут изменяться, как в сторону увеличения диапазона движения, что может быть обусловлено разогревом мышц, либо уменьшением диапазона движения, что обусловлено усталостью

Заключительное тестирование                               

Проводится для сравнения результатов до занятия и после занятия. Отчет в графическом виде отражает прогресс ребёнка в течение всего курса коррекционных занятий и сохраняется в отдельный файл.

Вывод:

Данная технология позволяет в игровой форме с использованием безопасных для здоровья технологий добиваться выраженного положительного эффекта.

•         Увеличивается двигательная активность.

•         Уменьшаются нарушения моторных функций.

•         Улучшается ориентировка в пространстве.

•         Повышается согласованность движений.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.