Конспект образовательной деятельности
«Из сказки в сказку»
для детей подготовительной к школе группы
Легких Елена Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 13,
г. Мурманск
Программные образовательные задачи:
Обучающие:
- Формировать умение составлять арифметические задачи, формулировать действие сложения, записывать его с помощью цифр и знаков +; =;
- Упражнять в сравнении смежных чисел; в воспроизведении последовательности чисел натурального ряда, обозначенных цифрами;
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- Закрепить состав чисел из двух меньших чисел;
- Совершенствовать умение обобщать геометрические фигуры по трём признакам (цвету, форме, величине) с их присутствием (или отсутствием);
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, называть части листа.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, упорядочивание).
Воспитательные: воспитывать доброжелательность; самостоятельность в выполнении учебных задач.
Демонстрационный материал: презентация, магнитная доска, карточки с цифрами, знаками =; +; изображения предметов, персонажи сказок («Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»).
Раздаточный материал: карточки с цифрами, знаками +, =; листы бумаги, геометрические фигуры, блоки Дьенеша, коды Семадени, палочки Кюизенера, три обруча, изображения цветов.
Ход образовательной деятельности:
- Вводная часть
Какая удивительная волшебная музыка! Закройте глаза и прослушайте, как будто природа пробуждается ото сна, светит яркое солнце, поют птички. Мы оказались на волшебной полянке. Посмотрите, какой- цветок чудесный растет. Как он называется? (Цветик-семицветик). А как вы думаете, почему он так называется? (7 лепестков) Из какой сказки этот цветок. Какого цвета каждый лепесток? Отрывая лепестки, мы будем попадать в разные сказки и помогать сказочным героям, выполняя их просьбы – задания. Мы побываем в сказках не простых, а только в тех, в названиях которых есть числа. Назовите такие сказки («Цветик – Семицветик», «Три поросенка», «Три медведя», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят»).
2.Основная часть
1.Упражнение «Назови числа в прямом порядке» (дети стоят)
Давайте оторвем лепесток. Какой он по счету? (первый) Какого цвета лепесток? Скажем волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть заданию вели».
Чтобы очутиться в сказке «Цветик семицветик» нужно назвать числа в прямом порядке, в обратном порядке (от числа 1 до числа 10; от числа 10 до числа 1)
2.Упражнение «Помоги девочке Жене решить арифметические задачи»
Кто это нас встречает? (девочка Женя)
Из какой она сказки? В сказке Женя загадала, оторвав первый лепесток цветка, чтобы все игрушки, какие только есть на свете, были у нее. Что из этого получилось, давайте составим арифметическую задачу и решим ее.
Задача — иллюстрация 1.
К Жене прибежали 6 кукол и один медвежонок. Сколько игрушек стало у Жени?
Можно ли эту задачу назвать арифметической? Почему? Назовите условие задачи, вопрос. Что нам известно в условии задачи? Обозначьте цифрами количество кукол, количество мишек. Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? Обозначьте действие сложения знаком. Как называется этот знак? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? Запишите действие задачи цифрами. Какой знак нужно поставить после цифры 6? (один ребёнок выполняет задание у магнитной доски, остальные дети у себя за столами).
Давайте прочтём запись задачи, которая у нас получилась (6+1=7).
Задача – иллюстрация 2.
К Жене прикатились 7 мячей, потом еще одна машинка. Сколько игрушек стало у Жени?
Можно назвать эту задачу арифметической? Почему? Докажите это Жене (в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ; в условии два числа). Решить задачу, это значит ответить на её вопрос. Что нам известно в условии задачи? Обозначьте цифрами количество мячей, количество машинок.Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? Обозначьте действие сложения знаком. Как называется этот знак? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? (чтобы решить задачу, нужно к 7 прибавить 1). Запишите действие задачи цифрами. Какой знак нужно поставить после цифры 7? (один ребёнок выполняет задание у магнитной доски, остальные дети у себя за столами).
Давайте прочтём запись задачи, которая у нас получилась (7+1=8).
Чему равняется, если к 7 прибавить 1. Какой же ответ в задаче?
Попрощаемся с Женей и пожелаем ей, чтобы она совершала только добрые дела, правильно использовала лепестки Цветика-семицветика.
- Упражнение «Поможем Белоснежке составить число из двух меньших»
Давайте оторвем следующий лепесток. Какой он по счету? (второй) Какого он цвета? Скажем волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть заданию вели».
В какую сказку мы попали? («Белоснежка и семь гномов»)
Как вы догадались? На фланелеграфе картинки с изображением 7 гномов в шапочках зеленого цвета. Сколько гномов? Какого цвета у них шапочки? Сколько Белоснежек? Сколько всего персонажей сказки? Из каких чисел составлено число 8?
Белоснежка хочет поиграть с гномами (детям предлагается закрыть глаза, у одного гнома шапочка меняется на желтый цвет. Игра повторяется 2-3 раза, каждый раз меняется количество желтых шапочек.
Сколько всего гномов? Сколько гномов в шапочках зеленого цвета? Сколько гномов в шапочках желтого цвета? Из каких чисел составили число 7? (число 7 составили из чисел 6 и 1). Запишите состав числа 7 числовым примером.
Таким же образом рассматриваются варианты состава числа 7 из двух меньших (5 и 2, 4 и 3). Дети записывают способы состава числа 7 числовыми примерами, сидя за столами, один ребенок на магнитной доске.
4.Упражнение «Соберем букет для Белоснежки» — работа с раздаточным материалом.
Гномы любят свою Белоснежку и просят собрать букеты для нее. Составьте число 7 из двух чисел другими способами (3 и 4, 2 и 5, 1и 6).
Сосчитайте, сколько всего цветов?
Сколько сиреневых цветов?
Сколько желтых цветов?
Из каких чисел составили число 7 (3 и 4, 2 и 5, 1и 6)? Запишите состав числа 7 числовым примером.
Давайте оторвем следующий лепесток. Какой он по счету? (третий) Какого он цвета? Скажем волшебные слова.
Физкультминутка «Цветик-семицветик»
Дети выполняют движения под музыку в исполнении ансамбля «Домисолька»
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
1,2,3 – парочку себе найди! (дети находят себе пару)
- Упражнение «Поможем поросятам построить дома» (работа с раздаточным материалом)
Давайте оторвем следующий лепесток. Какой он по счету? (четвертый) Какого цвета? Скажем волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть заданию вели».
Догадайтесь, в какой сказке мы оказались? («Три поросёнка»)
Сколько поросят? Посчитайте их по порядку слева направо. На каком по счёту месте стоит Ниф-ниф (Нуф-нуф, Наф-наф)? Поросята собираются строить домики, им нужно помочь подобрать строительный материал.
Ниф-нифу нужны кирпичики: некрасные, квадратные, небольшие; Нуф-нуфу- красные, нетреугольные, маленькие;
Наф-нафу – нежёлтые, прямоугольные, нетонкие.
Дети раскладывают «блоки» Дьенеша в обручи. Какие вы фигуры положили Ниф-нифу (Нуф-нуфу, Наф-нафу)? Почему? Сколько фигур в каждом обруче? Расскажите, какие по цвету, форме, величине фигуры в каждом обруче.
Поросята вас благодарят за помощь.
6.Упражнение «Поможем козлятам сложить лесенки» — работа детей с раздаточным материалом — палочками Кюизенера.
Давайте оторвем лепесток. Какой он по счету? (пятый) Какого цвета лепесток? Скажем волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть заданию вели».
В какой сказке оказались? («Волк и семеро козлят»)
Сколько в этой сказке козлят? Сколько всего персонажей? (9)
Посмотрите, у козлят неприятность, рассыпалась их разноцветные лесенки, по которым они любят прыгать, нужно помочь собрать их. Эти лесенки необычные, на каждой ступеньке живет число. Разложите ступеньки от числа 1 до числа 10. Какого цвета ступенька с числом 6 (7, 8, 9, 10)?
Назовите соседей числа 6 (7, 8, 9, 10).
Назовите предыдущее (последующее) число чисел 6 (7, 8, 9)
Назовите число больше (меньше) на 1, чем 6 (7,8,9)
Обозначьте цифрами последовательность ступенек, расположенных сверху вниз. Назовите их последовательность в прямом (обратном) порядке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Зрительный диктант «Наведем порядок в доме у медведей» — работа с раздаточным материалом – дети раскладывают геометрические фигуры на листе бумаги.
Вот и подходит наше путешествие к концу, остался последний лепесток. Какой он по счету? (шестой) Какого цвета? Интересно, какое задание нам предстоит выполнить? В какой сказке мы оказались? («Три медведя»)
Кто побывал в домике у медведей? Машенька навела беспорядок, разбросала и перепутала мебель медведей. Нужно помочь медведям расставить всю мебель по местам. У меня есть план комнаты медведей, мебель обозначена на нем геометрическими фигурами, давайте рассмотрим план.
Что находится в центре? (большой круг — это стол) Вокруг круга стоят большой, поменьше, самый маленький квадраты. Что это? (стулья)
Какая фигура находится в левом верхнем углу? Что это? (самый большой прямоугольник – кровать Михаила Потаповича)
Какая фигура находится в правом верхнем углу? (самый маленький прямоугольник – это кровать Мишутки)
Какая фигура находится вдоль верхней стороны, между самым большим и самым маленьким прямоугольником? Что это? (прямоугольник поменьше -кровать Настасьи Петровны)
Какая фигура находится в правом нижнем углу? Что это может быть? (трапеция – это сундук)
Какая фигура находится в левом нижнем углу? Что это? (овал – это скамеечка)
Образец убирается.
Расставьте мебель в комнате медведей, разложите на листочке фигуры так же, как на плане. Расскажите, какая мебель и в какой части комнаты расположена. Какого цвета?
Справились с заданием, помогли медведям.
3.Заключительная часть
Вот и подходит наше путешествие. Остался последний лепесток. Какой он по счету? Какого цвета? Давайте скажем волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – в детский сад нас всех верни».
Вот мы и в детском саду.
Мы в Стране сказок побывали,
Очень многое узнали.
Возвратились мы назад.
Детский сад нам очень рад.
Где мы побывали сегодня?
Вам понравилось путешествие в Страну сказок?
В каких сказках мы побывали? Какие числа живут в этих сказках?
Какие задания для Вас были интересными? А трудными? Лёгкими? В каких сказках хотели бы побывать еще?
Подарите друг другу улыбки.