Изучение внимания и зрительного восприятия у детей с нарушениями речи

Из опыта работы

«Изучение внимания и зрительного восприятия у детей с нарушениями речи»

Микшина Светлана Валерьевна,

воспитатель МБДОУ № 73,

 г. Мурманск

Заинтересованность ученых в исследовании проблемы зрительного восприятия и внимания у детей с речевым недоразвитием достаточно высока, но до настоящего времени не наблюдается единства в теоретическом осмыслении данной проблемы. В общей психологии внимание рассматривается как самостоятельное психическое состояние человека, которое имеет особенности, которые не имеют ничего общего с особенностями других познавательных процессов. В качестве подтверждения данной точки зрения ее сторонники приводят в пример то, что в человеческом мозге имеются особые структуры, которые имеют отношение к вниманию и анатомически и физиологически автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других познавательных процессов.

Данные структуры были определены как: ретикулярная формация, ориентировочный рефлекс или его возможный врожденный механизм и доминанта, которая была исследована и описана К. Ухтомским.

Некоторые авторы подчеркивают, что многие трудности, возникающие в процессе обучения, особенно в начальный период, связаны с недостатками в развитии внимания. Если рассматривать внимание как главную психическую функцию, которая влияет на все остальные психические процессы, то становится очевидным, что без развития внимания невозможно овладеть каким-либо навыком, знанием или умением. А.Л. Венгер, М.В.Ермолаева, Н.Я.Семаго, М.М Семаго и другие ученые считают, что внимание имеет следующие характеристики:
• Концентрация (способность работать без отвлечений);
• Распределение (умение выполнять две деятельности одновременно);
• Переключение (легкость перехода от одной деятельности к другой; умение отвлекаться и сосредотачиваться);
• Устойчивость (способность сохранять внимание на одном уровне в течение длительного времени);
• Объем (количество объектов, которые могут находиться в сфере внимания одновременно)
 Н.Н.Трагуготт и С.И.Кайданова отметили, что у детей с ОНР часто проявляются недостаточное внимание и быстрая утомляемость. В.И.Селиверстов выделяет следующие признаки нарушений внимания у таких детей:
— Неумение сосредоточиться на задании и довести его до конца;
— Снижение способности выбирать важные детали и сосредоточиться на них;
— Легкое отвлечение и переключение с одного задания на другое;
— Снижение внимания в новых ситуациях, когда требуется самостоятельное действие.
У детей с ОНР часто наблюдаются нарушения произвольного внимания и недостаточная концентрация на важных деталях. Они также могут иметь проблемы с произвольным слуховым вниманием, проявляющиеся в неспособности слушать и сосредоточиться на звуках, быстрой утомляемости и потере интереса к звучащим звукам.

Для лучшего понимания проблемы зрительного восприятия у детей с ОНР я изучила работы нейропсихологов, физиологов, педагогов и психологов и пришла к выводу, что этот психический процесс еще не до конца изучен. Зрительная система состоит из сложной сети нейронов, начиная от сетчатки и до высших корковых зон, которые работают вместе для создания целостного зрительного образа. Функциональность этой системы проявляется через такие показатели, как точность, полнота, объем и быстрота восприятия. Некоторые исследователи отмечают, что у детей с ОНР есть особенности в высших психических функциях, включая восприятие пространства. Это связано с их ограниченной способностью к преобразованию реальности в знаки. Недостаточно проведено специальных исследований развития восприятия у этих детей, но многие работы указывают на трудности, с которыми они сталкиваются при восприятии визуального материала.

Для изучения внимания и зрительного восприятия я использовал традиционные психологические методики, которые позволили мне изучить каждое из свойств этих психических процессов. Для сравнения результатов теста, проведенного с детьми с ОНР и детьми с нормально развивающейся речью, я обработал данные следующим образом. В зависимости от того, как хорошо дети выполняли задание, им присваивались баллы:

3 — если тест был выполнен без ошибок,

2 — если были допущены ошибки или требовалась помощь взрослого,

1 — если дети не справились с заданием и допустили много ошибок.

Особенности распределения и переключения внимания. Метод корректурной пробы (методика Бурдона)

При оценке детей по этой системе, средний балл у детей с ОНР составил 1,5, а у детей с нормальной речью — 2,7. Исследование показало, что у детей с ОНР наблюдается недостаточность, специфичность и истощаемость внимания. Сравнительный анализ показал, что разница между состоянием внимания у детей с речевым недоразвитием и у детей без него достаточно значительна.

 Исследование особенностей объема внимания с помощью теста «Точки».

В ходе эксперимента испытуемым предъявляются карточки с изображением точек на короткое время, после чего они должны воспроизвести расположение точек на пустом бланке. При оценке по балльной системе у детей с нормальной речью получен средний балл 2,5, а у детей с ОНР — 1,8, что подтверждает различия в объеме внимания у этих групп.

Исследование устойчивости внимания с помощью теста «Переплетенные линии».

Испытуемым предлагается провести пальцем по переплетенным линиям от начала до конца. При оценке по балльной системе у детей с нормальной речью получен средний балл 2,7, а у детей с ОНР — 2,1. Вывод: трудности в овладении учебными навыками у детей с ОНР связаны с недостаточностью устойчивости внимания.

Исследование различий восприятия у детей с разными речевыми способностями.

Эксперимент состоит в показе рисунка с 10 четырехугольниками, среди которых 5 квадратов и 5 четырехугольников с небольшими отличиями. Дети должны найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты). По результатам теста, дети с ОНР получили средний балл 1,5, а дети с нормальной речью — 2,8.

Вывод: необходимо целенаправленно заниматься развитием дифференцированности зрительного восприятия, так как она может быть нарушена у детей с ОНР. Исследование также показало различия в восприятии у детей с разными речевыми способностями, что подтверждает важность изучения этого аспекта у детей с ОНР. В результате, все дети с ОНР были разделены на две подгруппы: сильную и слабую, в зависимости от общих результатов тестов.

Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. Проблема развития и распада ВПФ //Собр.соч.: в 6.т. М.: Педагогика 2018.
  2. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я.. Тесты для детей: Сб. тестов и развивающих упражнений . СПб: Дельта,2021.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия. 2014.
  4. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе  работы при общем недоразвитии речи //Психолингвистика и современная логопедия /под ред. Л.Б.Халиловой. М.: Зкономика, 2017.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.