Мастер-класс
«Игровые методы формирования фонематического восприятия у детей с ОНР»
Русинова Екатерина Александровна,
учитель-логопед МКДОУ д/с «Малышка»,
г. Яранск Кировской обл.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня вашему вниманию я представлю мастер- класс по теме «Игровые методы формирования фонематического восприятия у детей с ОНР».
Что же такое ОНР?
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют три уровня ее недоразвития. Характеристика уровней представлена на слайде.
Независимо от уровня речевого развития у всех детей этой категории отмечается несформированность фонематического восприятия. Кроме того, сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.
Особенностью детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания. Дети не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям. Кроме того, детям с ОНР характерны личностные особенности, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность.
Поэтому традиционные упражнения с предметными картинками по формированию фонематического восприятия оказались сложны и малоинтересны для детей этой категории.
Таким образом, возникла необходимость сделать занятия с детьми нескучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Перед собой я поставила задачу: разработать комплекс игровых методов, который полезен не только в работе логопеда, но и может быть использован на занятиях по развитию речи воспитателями, а так же родителями дома и будет максимально эффективным.
Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется по 5 направлениям. Направления представлены на слайде.
Итак, первое направление в работе – это формирование слухового внимания и памяти на базе неречевых и речевых звуков. В детском саду работу по данному направлению нужно осуществлять уже в раннем возрасте. Прошу обратить ваше внимание на слайд и посмотреть видеофрагмент занятия.
Так же в этом направлении могут быть использованы игры типа «Сделай так же» с музыкальными инструментами. На базе речевых звуков – это игра в лото и «Запомни и назови». (Фото на презентации)
Вывод: таким образом, у ребенка развивается не только физиологический слух, но и формируется слуховое восприятие и слуховая память.
Следующее направление – это формирование простых форм фонематического анализа. На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный, «согласный», «твердый», «мягкий». Данный метод актуален для детей старшего дошкольного возраста. Напомню, что дети с ОНР быстро утомляются и теряют внимание. И чтобы решить эту проблему, на занятии я использую ИКТ — игры. Предлагаю вам поиграть.
Перед вами зашифровано слово. Задание: подобрать картинку, соответствующую данной звуковой схеме. Напомню Вам, что гласные звуки обозначаются красным цветом, согл твердые – синим, согл мягкие – зеленым.
Вывод: такие игры позволяют, не утомив детей, усвоить основные характеристики согласных звуков, слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схеме.
Следующее направление — это работа по формированию фонематического синтеза.
Предлагаю поиграть. Игра называется «Телеграфист».
Приглашаю одного желающего мне помочь. Сейчас я вам покажу картинку. Ваша задача, передать, что на ней изображено позвучно. Но при этом после каждого произнесенного звука, Вы должны использовать помеху (например, потопать, похлопать, или вставить слова «затем», «потом»). А зрители должны будут угадать, какой же предмет изображен на картинке.
Дошкольникам, как правило, я разрешаю выбрать один либо два варианта помех.
Вывод: в ходе использования таких игр у ребенка формируются предпосылки для успешного обучения грамоте.
Следующее направление — это формированию фонематических представлений. На данном этапе работы могут широко использоваться игры с заданием типа «подбери или придумай слово со звуком» и перфокарты. Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой. Игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты.
Предлагаю Вашему вниманию видеофрагмент занятия с использованием этих методов.
Вывод: использование перфокарт делает процесс занятий интересным и занимательным, активизирует деятельность детей и графические навыки.
Для закрепления навыков фонематического анализа использую упражнения в виде шарад и ребусов, а так же словесные игры.
Предлагаю Вам сыграть в одну из них. Она напоминает игру в города. Давайте обозначим тему, например «Зима». То есть, я говорю Вам слово, передаю снежинку, а следующий, у кого она окажется, называет слово на последний звук. Итак, снег – гололед — …
Благодарю всех за внимание!