Из опыта работы
«Ознакомление старших дошкольников с ОНР с народными промыслами России посредством интеллектуальных карт»
Вилкова Татьяна Аркадьевна,
воспитатель МБДОУ № 5,
Позняк Ирина Яруслановна,
учитель-логопед МБДОУ № 5,
н.п. Зверосовхоз,
Кольского р-на Мурманской обл.
С внедрением ФГОС в дошкольное образование, мы, педагоги группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, пробуем новые подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту и возможностям дошкольников с ОНР, были бы им интересны и эффективно решали педагогические, образовательные задачи, развивали активность и любознательность. Такой формой работы стал для нас метод интеллектуальных карт.
Метод интеллект-карт, был создан американским ученым и психологом Тони Бьюзеном. По английский этот метод звучит “mind maps”- Буквально «mind» – ум, а слово «maps» – карты. В итоге получается «карты ума» или «Интеллект-карты». В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентины Михайловны Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
В нашем дошкольном учреждении в течение учебного года реализуются различные проекты. На примере одного из них «Наша родина – Россия», мы расскажем об использовании интеллектуальных карт. Данный проект на одном из своих этапов предусматривал ознакомление дошкольников с народными промыслами России (творчество саамов, городецкая роспись, хохломская, гжель, дымковская игрушка). Имея достаточный материал (наглядный, информационный), дети с трудом в нём ориентировались, были не заинтересованы, не могли запомнить и воспроизвести узоры (без образца), путали росписи, их названия; не могли рассказать о конкретном изделии или росписи.
Воспитанники нашей группы ранее составляли интеллект-карты, которые использовались как итоговые в проекте «Хлеб – всему голова». Мы не будем останавливаться на требованиях к составлению интеллектуальных карт для дошкольников, с которыми можно ознакомиться на интернет-ресурсах.
Ознакомление с народными промыслами России мы начали со знакомства с декоративно-прикладным творчеством саамов Кольского полуострова в процессе изучения лексической темы «Мы на Севере живём». Дети отметили флажком на карте России где живут саамы: рядом с нами, на Кольском полуострове. Сохранение культурного наследия коренных народов является актуальной задачей в Мурманской области. Декоративно-прикладное искусство саамов, этого необычного народа, недостаточно знакомо детям нашей группы. А ведь оригинальность их творчества восхищает всех, кто с ним соприкоснулся. Очень хотелось донести детям красоту и самобытность прикладного искусства саамов.
В результате ознакомления воспитанников с народными преданиями, причудливыми сказками, бытом северного народа, дети узнали много нового. Мы постарались донести до них, что истоки прикладного искусства саамов в жизненной необходимости самим изготавливать одежду, обувь, предметы быта, и в естественной потребности делать их не только удобными, но и красивыми. В саамском фольклоре встречается немало упоминаний об украшении одежды, обуви, охотничьих сумок, детских люлек ракушками, красными сушёными ягодками и жемчужинами – розовыми, голубыми, жёлтыми. В итоге дети научились украшать саамскими узорами национальную одежду (рукавицы, печок, малицу) и обувь (пимы, яры), головные уборы (шамшуру, капер). У детей пополнился активный и пассивный словарь, но связного и последовательного изложения материала не получалось. Ребятам было предложено составить «Карту ума» по теме «Декоративно-прикладное творчество саамов Кольского полуострова».
Дети вместе с воспитателями и логопедом погрузились в творчество. Картинки, детские рисунки, орнаменты, модели-образы, схематичные изображения были готовы. Всего много, но как выделить главное? Решили (дети), что главное – созданная детским коллективом эмблема: контурное изображение Кольского полуострова, в центре кувакса (чум), саам и олень. Эту картинку поместили в центре карты. Дети объяснили: «Это Кольский полуостров. Там живут саамы. У них дом – чум и олени».
От «главной идеи», в нашем случае, выводятся четыре цветные ветви (зелёная, жёлтая, голубая, красная), каждая из которых ведёт к определенному фрагменту рассматриваемой темы.
1 ключевое понятие (под-идея) по теме – изделия, украшенные фрагментами орнамента декоративно-прикладного творчества саамов (картинка). Первое ключевое понятие расположили в правом верхнем углу карты на зелёной ветви. Детализируем: добавляем иллюстрации (пимы, печок, малица, шамшура, капер, рукавицы, украшения, сумочки, игрушки). Воспитанникам предложено договориться и решить, что и куда поместить.
Дети с нашей помощью показывают, называют, что изображено на картинках, рисунках, уточняют значения слов. Рассказывают, что запомнили об этих вещах. Они составляют простые предложения из трёх-четырёх слов, мало используют определений (уточним – дошкольники старшего возраста с ОНР). Логопед провёл дополнительную беседу с детьми (цель — развитие интереса к данной теме, совершенствование навыка отвечать на вопрос развёрнутым предложением); игры на развитие слуховой памяти, зрительного восприятия, творческого воображения, активизацию словаря, развитие связной речи.
2 ключевое понятие (под-идея)– материал, используемый для оформления изделий. Понятие (картинка) расположено на жёлтой ветви, в правом нижнем углу карты (информация читается по часовой стрелке от правого верхнего угла).
Дети отобрали натуральные материалы, назвали их (мех оленя, мех песца, кожа, рога, бисер, сукно, тесьма, пуговицы), рассказали какие они внешне, на ощупь, как эти материалы используют саамы для украшения различных изделий. Затем нашли их изображения. Картинки поместили на ветви, идущие от ключевого понятия «материал».
3 ключевое понятие – цвета (тканей,бисера, пуговиц). Картинка расположена на конце голубой ветви, идущей от центра. Основные цвета, используемые в орнаментах: красный, белый, жёлтый, синий, зелёный. Ребята самостоятельно определили и назвали цвета, изобразили их на карте.
4 ключевое понятие (под-идея) – элементы орнамента, которыми украшают бытовые предметы, одежду, обувь, обереги — разместили с левой стороны карты на красной ветви, идущей от центра. Элементы орнамента — ромб, треугольник, квадрат, овал, круг, звезда, крест, зигзаг, выполненные бисером, тесьмой или кусочками сукна. Дети самостоятельно (после обсуждения с педагогами) изобразили узоры и поместили на «Карту ума», рассказали, что они изобразили на своих орнаментах и изделиях.
Создание интеллектуальной карты по теме «Декоративно-прикладное творчество саамов Кольского полуострова» способствовало структурированию информации, более быстрому её усвоению, а затем и воспроизведению; развитию интереса у детей к данной теме, любознательности, развитию творческих способностей; положительной динамике речевого развития детей.
Следующий флажок на карте России ставим в Кировской области. Это Дымковская игрушка. Детей сразу заинтересовал рассказ о том, что в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова) живут удивительные мастера, которые делают игрушки из глины и расписывают их в яркой цветовой палитре. Детям было предложено составить интеллектуальную карту в ходе обсуждения предмета (дымковской игрушки).
В центре листа расположили картинку – символ «Дымковская роспись» (главная идея). От нее провели линию № 1, которая ведет к определенному фрагменту изучаемой темы (под-идее).
Линия № 1 — материал, из которого изготавливаются игрушки. В процессе изучения дети узнали, что вятские игрушки делают из красной глины, смешанной с песком. Воспитанники познакомились с глиной, её свойствам, попробовали полепить из неё. Мы предложили детям слепить плиточки для дальнейшей росписи. Детализируем нашу под-идею соответствующими картинками (глина, песок).
Подготовив игрушки для росписи, мы приступаем к изучению цветовой палитры и проводим от главной идеи следующую линию.
Линия № 2 — цвета, используемые для росписи игрушек. В процессе рассматривания иллюстраций и мультимедийных презентаций дети узнали, что для росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, жёлтый, малиновый, синий, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Каждый цвет имеет свое значение. Детализируем линию № 2 соответствующими картинками (цветом).
Приступаем к изучению элементов росписи и проводим от главной идеи линию № 3 — элементы орнамента, украшающие игрушки. В процессе знакомства с элементами дымковской росписи дети узнали, что это простейшие геометрические элементы: круги, колечки, точечки, полоски, волнистые линии. Ребята составляли узоры из знакомых элементов, украшали орнаментом рисунки, силуэты игрушек, вылепленные плиточки; подбирали нужный цвет, работали несколькими кистями для выполнения различных элементов; давали оценку сделанному своими руками, подмечали красоту, оригинальность изделия. Детализируем под-идею соответствующими символами — геометрическими элементами.
Линия № 4 – виды дымковских игрушек (под-идея). В процессе просмотра документальных фильмов: «Сказки из глины и дерева: дымковская игрушка»; мультимедийных презентаций «Дымковская глиняная игрушка» дети узнали, что все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп. Первая группа — женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски); вторая — мужские образы (горожанин, кавалер); третья — животные (кони, козлики, бараны, олени); четвёртая — птицы (петухи, индюки, утки); пятая — композиции (разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие). Снова детализировали под-идею соответствующими картинками.
Интеллектуальная карта готова:
Опираясь на «карту ума» дети составили рассказ о дымковской игрушке. У детей сформировались представления о данном народном промысле; о процессе изготовления игрушек, цветовой гамме и многообразии форм. Пополнился активный и пассивный словарь, совершенствуется связная речь (что очень важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи), процессы мышления (анализ, синтез, аналогия, обобщение).
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по созданию «карт ума» дал положительный результат, и мы решили продолжить ознакомление воспитанников с народными промыслами России посредством интеллектуальных карт.
Итогом работы по ознакомлению дошкольников с народными промыслами России стало представление полученного опыта и знаний родителям и воспитанникам подготовительной общеобразовательной группы (составление рассказов о народных промыслах России по интеллектуальным картам).
Литература
Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. − 2012. − № 7. − С. 34–37. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
Мозолевская А.Е., Мечкина Е.И. Саамское рукоделие. Методическое пособие — Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН. 2008 — 111 с.
Пономарева Е.А., Иванова С.А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.- Изд.: Айрис-Пресс, 2008-8с.
Попик С.Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб: Свое издательство, 2016. — С. 63-65.