Конспект образовательной деятельности
по гендерному воспитанию
«Как девочки и мальчики в сказке побывали»
для детей подготовительной к школе группы
Лобанова Ольга Михайловна
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представление о народном костюме, продемонстрировать гендерные различия.
- Формировать представления о различии мальчиков и девочек.
- Формировать у воспитанников представление о положительных чертах характера, поступках мальчиков и девочек.
- Формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек.
Развивающие:
- Развивать фантазию и воображение.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии.
- Воспитывать интерес друг к другу.
- Воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно – эстетическое развитие»
Оборудование: колокольчик, мяч, шарик, записки, клубочек красных ниток, ширма, сундук с народными костюмами, коробка с изображением сказочных предметов, (макет Змея Горыныча)
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель звенит в колокольчик, собирая детей.
Воспитатель:
Колокольчик, позвени и ребяток позови,
Ребята бегут, в круг встают,
руку другу подают.
Здравствуй, друг,
здравствуй, подруга
Рады видеть мы друг друга!
(после ритуала приветствия дети занимают места на стульчиках (девочки с розовой наклеечкой, мальчики с голубой наклеечкой, в группу запускается воздушный шарик с запиской)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, шарик летит! А на нем записка! Давайте прочитаем!
— Здравствуй, добрый молодец! Здравствуй, красна девица!
Нам не обойтись без вашей помощи!
Случилось горе в Тридесятом царстве! Любимую царскую дочку Марфушечку Кощей похитил!
Помогите найти красавицу.
Для этого вам нужно в сказке оказаться, а путь укажет клубочек красных ниток.
(воспитатель обращает внимание детей на красную нить, ведущую к сундуку)
Воспитатель: Ребята, клубочек нас привел к сундуку, посмотрите, здесь тоже записка:
— Чтобы в сказке оказаться
нужно переодеваться.
МОлодцам – рубаха,
Девицам — сарафан
(воспитатель демонстрирует детям элементы русской народной одежды, рассказывает о них)
На Руси одежда была не такой, как сейчас, женщины носили сарафаны – женщины, а мужчины – рубахи. Интересно, что мужскую рубаху называли косовороткой. Мальчики, как вы думаете, почему? (мальчики высказывают свои предположения)
Вы правы, на рубахе имелся косой воротник, отсюда и название пошло. Носить рубахи было принято навыпуск, не заправляя в брюки.
Косоворотку подпоясывали поясом и завязывали с левой стороны.
Обратите внимание на женский сарафан. Посмотрите, какие яркие были сарафаны. Красные — обозначали тепло, праздник, радостное настроение, жёлтые – олицетворяли собой солнце, богатство, голубые — символизировали ясное небо, молодость, и коричневые – отражали преданность Земле — кормилице цветов.
Обратите внимание, что одежда и мужчин, и женщин украшена вышивкой. Наши предки считали, что она оберегает их от злых сил)
Давайте же перевоплотимся в девочек и мальчиков того времени. Дополнить образ помогут кокошники (для девочек) и картуз (для мальчиков).
(дети переодеваются, становятся арами друг напротив друга, проводится игра «Чем мы похожи — чем мы отличаемся»)
Воспитатель: Пора двигаться дальше, куда нас ведет красная ниточка?
(идут по красной нити до мольберта с изображением поляны)
Ребята, и здесь записка:
— Мужские и женские качества вспоминайте
на полянку цветок сажайте.
(проводится упражнение «Мужские и женские качества»: дети берут цветочек и прикрепляют на доску магнитами, называя женские положительные качества (девочки) и мужские (мальчики).
Варианты:
для мальчиков – сильный, смелый, ловкий, храбрый, умелый;
для девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая.)
Воспитатель:
Давайте немного разомнемся, что-то я притомилась! А вы?
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.
Раз, два, три, четыре – руки выше, ноги шире.
Влево-вправо поворот, наклон назад наклон вперед.
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны, ножки вкось, ножки вместе, ножки врозь.
А теперь всем ровно встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.
Воспитатель: Направляемся дальше – куда нас ведет ниточка?
(воспитатель и дети проходят по ниточке дальше, видят коробку со сказочными предметами и записку):
— Вот предметы – поглядите
Чьи они – определите?
Ребята, давайте посмотрим, что за вещи здесь? Кому они принадлежат? Мальчики выбирают вещи мужских героев, девочки – женских.
Мужские:
Гармошка (Крокодил Гена)
Ведра (По – щучьему велению)
Меч и щит (Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)
Фонендоскоп (Айболит)
Женские:
Стрела (Царевна-лягушка)
Зеркальце (Сказка о спящей царевне)
Самовар (Муха – Цокотуха)
Сумочка (Шапокляк)
Молодцы, вы прекрасно справились!
(включается звукозапись – шум, воспитатель обращает внимание детей за ширму, за которой прячется фигура Змея Горыныча и Марфушечки, включается озвучка, подготовленная воспитателем заблаговременно (либо роль Змея может взять на себя младший воспитатель)
З.Г.: Кто посмел меня тревожить? Никому Марфушу не отдам!
Воспитатель: Змей Горыныч, здравствуй! Отпусти Марфушечку, ведь ты мужчина и должен совершать благородные поступки, посмотри, как наши ребята это делают.
(проводится игра «Благородные поступки»: мальчикам предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию).
Варианты: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Змей Горыныч: А девочки не совершают благородные поступки?
Воспитатель: Конечно, совершают!
(игра проводится с девочками по аналогии)
Варианты: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
З.Г.: Ладно, совершу и я благородный поступок – отпущу Марфушу, но при одном условии: пусть мальчики и девочки скажут друг другу комплименты.
(проводится игра «Комплименты»: мальчики встают напротив девочек и обмениваются комплиментами)
Воспитатель: Наши девочки и мальчики очень вежливые и часто совершают хорошие поступки по отношению друг к другу!
(Змей Горыныч отпускает Марфушечку, прощается с детьми)
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за помощь, теперь Марфушечка вернется к своей семье, а Змей Горыныч узнал, как ведут себя настоящие мужчины.
А нам пора становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад (дети снимают одежду).
Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:
Закрываем глазки
Исчезаем из сказки!
Воспитатель: Вот мы в детском саду! Давайте присядем отдохнуть.
Вам понравилось наше путешествие?
Какие добрые дела мы совершили?
Имеют ли отличия мужчины и женщины?
(имя), рада ли ты, что ты девочка? (спросить девочек) Почему?
(имя), рад ли ты, что ты мальчик? (спросить мальчиков) Почему?
Мальчики и девочки во многом отличаются, но все же нам так хорошо вместе, давайте дружить и дорожить нашей дружбой, ведь играть вместе – здорово!
(мальчики и девочки встают друг напротив друга и играют в «Ладушки», занятие окончено)