Как девочки и мальчики в сказке побывали

Конспект образовательной деятельности

по гендерному воспитанию

«Как девочки и мальчики в сказке побывали»

для детей подготовительной к школе группы

Лобанова Ольга Михайловна

воспитатель МБДОУ № 7,

 г. Апатиты Мурманской обл.

Цель: закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представление о народном костюме, продемонстрировать гендерные различия.
  • Формировать представления о различии мальчиков и девочек.
  • Формировать у воспитанников представление о положительных чертах характера, поступках мальчиков и девочек.
  • Формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек.

Развивающие:

  • Развивать фантазию и воображение.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии.
  • Воспитывать интерес друг к другу.
  • Воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально – коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно – эстетическое развитие»

Оборудование: колокольчик, мяч, шарик, записки, клубочек красных ниток, ширма, сундук с народными костюмами, коробка с изображением сказочных предметов, (макет Змея Горыныча)

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель звенит в колокольчик, собирая детей.

Воспитатель:

Колокольчик, позвени и ребяток позови,

Ребята бегут, в круг встают,

руку другу подают.

Здравствуй, друг,

здравствуй, подруга

Рады видеть мы друг друга!

(после ритуала приветствия дети занимают места на стульчиках (девочки с розовой наклеечкой, мальчики с голубой наклеечкой, в группу запускается воздушный шарик с запиской)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, шарик летит! А на нем записка! Давайте прочитаем!

— Здравствуй, добрый молодец! Здравствуй, красна девица!

Нам не обойтись без вашей помощи!

Случилось горе в Тридесятом царстве! Любимую царскую дочку Марфушечку Кощей похитил!

Помогите найти красавицу.

Для этого вам нужно в сказке оказаться, а путь укажет клубочек красных ниток.

 (воспитатель обращает внимание детей на красную нить, ведущую к сундуку)

Воспитатель: Ребята, клубочек нас привел к сундуку, посмотрите, здесь тоже записка:

— Чтобы в сказке оказаться

нужно переодеваться.

МОлодцам – рубаха,

Девицам — сарафан

(воспитатель демонстрирует детям элементы русской народной одежды, рассказывает о них)

На Руси одежда была не такой, как сейчас, женщины носили сарафаны – женщины, а мужчины – рубахи. Интересно, что мужскую рубаху называли косовороткой. Мальчики, как вы думаете, почему? (мальчики высказывают свои предположения)

Вы правы, на рубахе имелся косой воротник, отсюда и название пошло. Носить рубахи было принято навыпуск, не заправляя в брюки.

Косоворотку подпоясывали поясом и завязывали с левой стороны.

Обратите внимание на женский сарафан. Посмотрите, какие яркие были сарафаны. Красные — обозначали тепло, праздник, радостное настроение, жёлтые – олицетворяли собой солнце, богатство, голубые — символизировали ясное небо, молодость, и коричневые – отражали преданность Земле — кормилице цветов.

Обратите внимание, что одежда и мужчин, и женщин украшена вышивкой. Наши предки считали, что она оберегает их от злых сил)

Давайте же перевоплотимся в девочек и мальчиков того времени. Дополнить образ помогут кокошники (для девочек) и картуз (для мальчиков).

(дети переодеваются, становятся арами друг напротив друга, проводится игра «Чем мы похожи — чем мы отличаемся»)

Воспитатель: Пора двигаться дальше, куда нас ведет красная ниточка?

(идут по красной нити до мольберта с изображением поляны)

Ребята, и здесь записка:

— Мужские и женские качества вспоминайте

на полянку цветок сажайте.

(проводится упражнение «Мужские и женские качества»: дети берут цветочек и прикрепляют на доску магнитами, называя женские положительные качества (девочки) и мужские (мальчики).

Варианты: 

для мальчиков – сильный, смелый, ловкий, храбрый, умелый;

для девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая.)

Воспитатель: 

Давайте немного разомнемся, что-то я притомилась! А вы?

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.
Раз, два, три, четыре – руки выше, ноги шире.
Влево-вправо поворот, наклон назад наклон вперед.
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны, ножки вкось, ножки вместе, ножки врозь.
А теперь всем ровно встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

Воспитатель: Направляемся дальше – куда нас ведет ниточка?

(воспитатель и дети проходят по ниточке дальше, видят коробку со сказочными предметами и записку):

— Вот предметы – поглядите

Чьи они – определите?

Ребята, давайте посмотрим, что за вещи здесь? Кому они принадлежат? Мальчики выбирают вещи мужских героев, девочки – женских.

Мужские:

Гармошка (Крокодил Гена)

Ведра (По – щучьему велению)

Меч и щит (Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)

Фонендоскоп (Айболит)

Женские:

Стрела (Царевна-лягушка)

Зеркальце (Сказка о спящей царевне)

Самовар (Муха – Цокотуха)

Сумочка (Шапокляк)

Молодцы, вы прекрасно справились!

(включается звукозапись – шум, воспитатель обращает внимание детей за ширму, за которой прячется фигура Змея Горыныча и Марфушечки, включается озвучка, подготовленная воспитателем заблаговременно (либо роль Змея может взять на себя младший воспитатель)

З.Г.: Кто посмел меня тревожить? Никому Марфушу не отдам!

Воспитатель: Змей Горыныч, здравствуй! Отпусти Марфушечку, ведь ты мужчина и должен совершать благородные поступки, посмотри, как наши ребята это делают.

(проводится игра «Благородные поступки»: мальчикам предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию).

Варианты: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Змей Горыныч: А девочки не совершают благородные поступки?

Воспитатель: Конечно, совершают!

(игра проводится с девочками по аналогии)

Варианты: называть мальчика  только по имени; при встрече с мальчиком   здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;  и т.д.

З.Г.: Ладно, совершу и я благородный поступок – отпущу Марфушу, но при одном условии: пусть мальчики и девочки скажут друг другу комплименты.

(проводится игра «Комплименты»: мальчики встают напротив девочек и обмениваются комплиментами)

Воспитатель: Наши девочки и мальчики очень вежливые и часто совершают хорошие поступки по отношению друг к другу!

(Змей Горыныч отпускает Марфушечку, прощается с детьми)

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за помощь, теперь Марфушечка вернется к своей семье, а Змей Горыныч узнал, как ведут себя настоящие мужчины.

А нам пора становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад (дети снимают одежду).

Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:

Закрываем глазки

Исчезаем из сказки!

Воспитатель: Вот мы в детском саду! Давайте присядем отдохнуть.

Вам понравилось наше путешествие?

Какие добрые дела мы совершили?

Имеют ли отличия мужчины и женщины?

(имя), рада ли ты, что ты девочка? (спросить девочек) Почему?

(имя), рад ли ты, что ты мальчик? (спросить мальчиков) Почему?

Мальчики и девочки во многом отличаются, но все же нам так хорошо вместе, давайте дружить и дорожить нашей дружбой, ведь играть вместе – здорово!

(мальчики и девочки встают друг напротив друга и играют в «Ладушки», занятие окончено)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.