Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Коммуникативные музыкальные игры как средство социально-эмоционального воспитания детей | ДЕТСТВО-ГИД

Коммуникативные музыкальные игры как средство социально-эмоционального воспитания детей

Из опыта работы

«Коммуникативные музыкальные игры

как средство социально-эмоционального воспитания детей»

Паутова Светлана Ивановна

музыкальный руководитель МАДОУ № 60,

г. Томск

 Музыкальные игры имеют большое значение в гармоничном развитии и укреплении здоровья детей. Игра способствует приобретению знаний, вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие слухового внимания, чувства ритма, творческих способностей детей.

Используя музыкальные игры, и родители, и педагоги имеют возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности (слух, голос, чувство ритма), танцевальные и творческие способности (развитие воображения, фантазии, умения передавать в движении музыкальный образ) и, конечно же, помочь раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, то в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок при большой аудитории начинает стесняться и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных проблем родители и педагоги должны обеспечить все условия для детской творческой и музыкальной деятельности  и, таким образом, позволить детям гармонично развиваться.  

Коммуникативные музыкальные игры и танцы занимают особое место в музыкально — ритмическом воспитании детей, поскольку они и развлекают, и развивают, и воспитывают.   Это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. По сути это – синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка.  К данным играм относится практически весь детский фольклор – частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и сюжетно — ролевая игра с исполнением песен и танцев.

Основанные на методах и приемах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры развивают принципы игровой народной педагогики. А главное, они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.  

 Особенности коммуникативных музыкальных игр и танцев в том, что движения в них просты и доступны для исполнения детям дошкольного возраста.  Они включают игровые задания («Кто лучше пляшет?»), смену партнеров, элементы невербального общения и т. д.                               

В играх – танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.    

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в обычной жизни выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, поэтому они вызывают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт в танце еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, а значит и, нормализации социального климата в детском коллективе.    

В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это исключает процесс оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом его самостоятельное участие в танце-игре.  

В процессе освоения и исполнения коммуникативных музыкальных игр и танцев реализуются важнейшие дидактические задачи развития и воспитания детей.

1.  Социально – эмоциональное воспитание:

  • развитие доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения (умение по взгляду понять намерения друг друга);
  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощения, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. 

2.  Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, метроритм), различать 2х-, 3х— частную форму произведения;
  • развитие способности различать жанр музыкального произведения.

3.  Развитие двигательных навыков:

  • развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя основные виды движений, имитационные и плясовые движения.

4.  Развитие умений ориентироваться в пространстве:

  • самостоятельно находить свободное место в зале;
  • перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций и т. д. 

5.  Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки и образа.  

         Ценность и польза коммуникативных музыкальных игр и танцев огромна, тем более что, их можно включать в разнообразные формы работы с детьми – занятия, праздники и развлечения, а также совместные игры-танцы детей с родителями или детей разного возраста.   

         Еще одно важнейшее направление использования коммуникативных игр и танцев – это коррекционная работа с детьми. Поскольку музыкальный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Если ребенок зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении, – ему обязательно помогут коммуникативные музыкальные игры.

         В несложных, но веселых и подвижных играх-танцах дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить свои способности. 

         И, если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то более интересного  материала  для  занятий  с  детьми   не  найти!

Коммуникативные музыкальные игры и танцы

«Светит месяц» русская народная мелодия

Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу, держатся за руки – «лодочкой».

Выполняют 4 приставных шага вправо по кругу с притопом в конце фразы.

Затем – 4 приставных шага с притопом в конце фразы – в другую сторону (влево).

Хлопают в ладоши друг с другом – в своей паре. 

Дети внешнего круга машут своему партнеру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнеру по линии танца (вправо).

Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.

«Веселый танец» (любая веселая и ритмичная музыка)

Дети стоят парами, держась за руку партнера, в произвольном порядке.

Шагают парами в такт музыке – произвольно.

4 шага в направлении друг от друга. Выполняют 3 хлопка, 3 притопа.

Кружатся со своим партнером, соединив правые руки.

Находят нового партнера и кружатся с ним, соединив левые руки.

Танец повторяется несколько раз.

Танец «Смени пару»

(Карело-финская полька. Сборник Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика – 2»)

Дети стоят парами друг против друга, руки на поясе.

1-4 такты – движение «ковырялочка» с правой ноги и с левой ноги.

5-8 такты – взявшись за руки, дети двигаются подскоками по линии танца.

На последнюю четверть 8-го такта поворачиваются друг к другу.

9-10 такты – хлопают в ладоши в ритме музыки.

11-12 такты – девочки легкими шагами перебегают к впереди стоящему мальчику, прощаясь со своим партнером. Мальчики остаются на месте.                                                       

13-16 такты – повторяются движения 11-12 тактов.                                   

Танец повторяется несколько раз.

 «Петербургская кадриль» музыка А. Балабанова

(Сборник И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой «Топ-топ, каблучок – 2»)

Вступление.  Дети парами стоят по кругу. Мальчики – спиной в круг, девочки к ним лицом.

Музыка А.    Дети выполняют по три хлопка справа и слева, затем девочки боковым галопом на 4 шагах переходят к другому мальчику вправо по кругу, выполняя жест – «до свидания». 

Движения исполняются 4 раза.                        

Музыка В.   Соединив правые руки, дети кружатся подскоками с новыми партнерами.

Музыка А.   Дети выполняют по три притопа с полуоборотом вправо и влево.

Девочки переходят к новому партнеру по линии танца, все выполняют жест – «до свидания».

Движения исполняются 4 раза, до конца музыки.

Музыка В.  Кружатся подскоками с новыми партнерами, соединив правые руки «звездочкой».

Заключение.  Дети парами подскоками двигаются по кругу.

Список литературы

1. Буренина А. И.  Коммуникативные танцы – игры для детей. – СПб., 2004.

2. Буренина А. И.  Ритмическая мозаика. Программа по ритмопластике для детей. – СПб., 2000.

3.  Каплунова И. М., Новоскольцева И. А.  Ладушки. Программа музыкального воспитания детей «Праздник каждый день».  – СПб., 2006.

4.  Каплунова И. М., Новоскольцева И. А.  Музыка и чудеса. Программа музыкального воспитания детей «Ладушки». – СПб., 2010.   

5.  Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. – М., 2007.

6.  Образцова Т. Н.  Музыкальные игры для детей. – М., 2005.

7.  Суворова Т. И.  Танцевальная ритмика для детей. Учебное пособие. – СПб., 2007.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.