Конспект прогулки
«Стоит октябрь на дворе»
для детей средней группы
Немтинова Анастасия Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Гнездышко» №224,
г. Красноярск
Цель: продолжать закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы; учить наблюдать детей за погодой; приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
Место проведения: территория ДОУ.
Оборудование и материалы: осенние листочки; изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц; для подвижной игры шапочки птиц, «Солнца» и «Снежинки»; корзинка с яблоками на каждого ребенка, конверт с письмом от Лешего; две пластмассовые бутылочки для эксперимента; магнитофон с осенними мелодиями; детские ведерки, лопатки, веники, мел, скакалки для самостоятельной игры.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением осеннего пейзажа, наблюдение за погодой на прогулке, рассматривание цветов, деревьев, листочков, беседа о приметах. Чтение стихов об осени.
Описание прогулки:
Воспитатель:
Ребята, готовы пойти на прогулку? (Ответ детей).
Тогда встанем парами, возьмем игрушки и отправимся на наш участок.
Давайте поставим наши игрушки на скамеечку, и подойдем ко мне поближе, посмотрите какой сегодня чудесный денек.
Послушайте меня внимательно, я хочу вам загадать загадку:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Ребята, когда это бывает?
Да это осень.
Девочки и мальчики, а кто запомнил стихотворение об осени, которое мы с вами разучивали в группе? Давайте вспомним его вместе:
Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам ходит осень,
Холода в котомке носит,
Побелеешь – снегом станешь
До апреля не растаешь. (Т. Конева)
Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, дни становятся короче, ночи длиннее, птицы улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям, насекомые и животные готовятся к зиме).
А как вы думаете, какая сегодня погода? Правильно ясная, а почему? (ярко светит солнце, нет дождя). А мы с вами, давайте нахмуримся как тучки. А затем улыбнемся, как солнышко (повторить 2-3 раза).
Осенью бывают часто дожди, давайте послушаем, как он идет (на магнитофоне включаем заранее записанный звук дождя). Вы заметили, что сначала дождь идет медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Ребятки, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? Как шелестят листочки? Давайте с вами поиграем, а игра называется «Ветер и листочки».
По сигналу «Ветер» — мы выбегаем на площадку в разные стороны, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листочки»). По сигналу: «Нет ветра!» — приседаем (листья упали на землю). Главное это не наталкиваться друг на друга, учимся уступать друг другу дорогу, слушаем внимательно сигнал.
Молодцы, хорошо поиграли.
Как вы уже обратили внимание, у меня в руках две пластмассовых бутылки, предлагаю провести опыт с песком и почвой. Я отдам вам бутылки, а вы попробуйте наполнить эти бутылки, одну сухим песком и почвой, а вторую – мокрыми веществами… Какой песок и почва лучше наполняются в бутылку? Правильно рассыпчатые вещества (сухой песок и почва) наполняют лучше емкости, чем мокрые.
Посмотрите ребята, а что это у нас на дереве? (кормушки). Для чего они нужны? Чем можно покормить птиц? Правильно семечками, зерном, кусочками хлеба.
Почему с наступлением холодов, некоторые птицы улетают на юг? (ответы детей). Как называют таких птиц? Правильно перелетные.
А как называют тех птиц, которые остаются с нами зимовать? Вы правы — зимующие.
Мальчики и девочки, давайте с вами превратимся в перелетных и зимующих птиц, для этого наденем шапочки птиц, у всех будет своя шапочка, мы все будем разными птичками, а Ваня у нас наденет шапочку «Солнца», а Катя шапочку «Снежинки», летать мы будем со словами:
Птички летают, зерна собирают,
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие птицы» к Снежинки. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Ой, ребята, а нам пришло письмо, вы только посмотрите, давайте скорее прочтем его:
«Дорогие детишки. Я, Леший, помогаю, природе подготовится к зиме. Пожалуйста, помогите мне, собрать осеннии листья, развесить кормушки и накормить птиц. Одному мне не справится. Леший».
Ну что, давайте поможем Лешему навести порядок на нашем участке, развесить кормушки и покормить птиц.
Какие мы молодцы, чистоту навели, смотрите, Леший, очень рад нашей помощи, и передал нам угощение, целую корзину с яблоками, мы придем в группу, помоем их и съедим.
Ребятки мы с вами словно потрудились, собрали опавшие листья, собрали весь мусор на участке, развесили кормушки. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры с песком, рисованием на асфальте, с мячом, с обручами, прыгание через скакалку.
А с Леонидом и Вероникой хочу поиграть «Выше ногу подними, на листок не наступи», а затем, и с каждым из вас по очереди.
Давайте, ребята, с вами вспомним, чем мы сегодня с вами занимались, что больше всего понравилось. (ответы детей).
А сейчас нам пора идти в группу, давайте соберем игрушки, заберем нашу корзинку с яблоками и строимся парами. Я пойду сзади и буду смотреть, чтобы мы ничего не забыли и не оставили.