Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Звук [з]»
для детей второй младшей группы (3-4 года)
Грибанова Мария Николаевна,
воспитатель МАДОУ № 117,
г. Вологда
Цель: формирование произношения изолированного звука [з] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать формировать умение выделять звук [з] в словах на слух, интонировать его в слове;
— формировать правильное употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Развивающие:
— развивать слуховое восприятие, внимание, память, интонационную выразительность;
— расширять словарный запас;
— продолжать прививать интерес к совместным со взрослым и сверстниками играм.
Воспитывающие:
— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Материалы и оборудование: картинка или игрушка Комара Комаровича; иллюстрации: 3 ёлочки, 4 игрушки (куклы, кубики), лес, дом с окошками, заяц, коза, лиса, зебра; магнитная доска, магниты; карточка с картинками (заяц, коза, слон, лиса, зебра, зонт), цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход НОД:
- Введение в игровую ситуацию
Педагог собирает возле себя детей, показывает картинку (или игрушку) комара. Дети собираются возле педагога.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам в гости прилетел? Правильно, это комар, а зовут его Комар Комарович.
Предполагаемый ответ детей: К нам прилетел комар.
Педагог: Больше всего на свете он любит петь песенки. А вы знаете, как поет комар? Спойте, пожалуйста, громко песенку комара. А теперь спойте, пожалуйста, тихо.
Хоровые и индивидуальные ответы.
Педагог: Комару Комаровичу очень понравилось, как вы спели его песенку. Он приглашает нас с вами к себе в гости в лес. Пойдем?
Педагог читает стихотворение и выполняет действия в соответствии с текстом (дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения за педагогом):
Мы заходим с вами в лес (Маршируют на месте.).
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три, четыре.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Дети садятся на стулья возле доски.
- Основной этап
На доске изображен лес и дом с окошками, в пространстве группы развешаны картинки заяц, зебра, коза, слон, лиса.
Педагог: Ребята, Комар Комарович построил в лесу дом и пригласил жить в этот дом зверей, в словах которых есть его песенка з-з-з. Поможем Комару Комаровичу найти жильцов для его дома? Посмотрите, какие звери есть в лесу?
Дети называют зверей, нарисованных на картинках.
Педагог: У какого зверя в названии есть звук [з]?
Педагог вместе с детьми подходит к каждой картинке (последовательность выбирают дети).
Педагог: Кто нарисован на этой картинке? Правильно, заяц (педагог выделяет голосом первый звук). Есть в этом слове звук [з] (песенка комара)? Пригласим зайца жить в дом Комара Комаровича?
Предполагаемый ответ детей: Заяц. В слове заяц есть звук [з] (песенка комара). Да.
Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику.
Педагог: А кто здесь нарисован? Правильно, слон (педагог выделяет голосом первый звук). Пригласим слона в дом? Почему?
Предполагаемый ответ детей: Слон. Нет. В этом слове нет песенки комара (звука [з]).
Педагог: А это кто? Правильно, зебра (педагог выделяет голосом первый звук). Есть в этом слове звук [з] (песенка комара)? Пригласим зебру жить в дом Комара Комаровича?
Предполагаемый ответ детей: Зебра. В слове зебра есть звук [з] (песенка комара). Да.
Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику.
Педагог: Кого вы еще увидели? Правильно, лиса (педагог выделяет голосом звук [с]). Есть в этом слове песенка комара (звук [з])? Пригласим лису?
Предполагаемый ответ детей: Лиса. В слове лиса нет звука [з] (песенки комара). Нет.
Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику.
Педагог: Кто нарисован на картинке? Правильно, коза (педагог голосом выделяет звук [з]). Пригласим козу в домик? Почему?
Предполагаемый ответ детей: Коза. Да. В слове коза есть звук [з] (песенка комара).
Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику. Педагог вместе с детьми подходит к доске, задает вопрос всем детям и индивидуально менее активным детям.
Педагог: Ребята, посмотрите, кого мы пригласили в домик Комара Комаровича? Комар Комарович благодарит вас за помощь и предлагает поиграть в игру «Кого не стало?».
Во время игры педагог задает вопросы всей группе детей (хоровые ответы) и обращается с вопросом индивидуально.
Педагог: Закрывайте глазки.
Педагог убирает с доски картинку зайца.
Педагог: Кого не стало? Молодцы, правильно.
Педагог возвращает картинку зайца на доску.
Педагог: Закрывайте глазки.
Педагог убирает с доски картинку козы.
Педагог: Кого не стало? Молодцы, правильно.
Педагог возвращает картинку козы на доску.
Педагог: Закрывайте глазки.
Педагог убирает с доски картинку зебры.
Педагог: Кого не стало? Молодцы, правильно.
Педагог возвращает картинку зебры на доску.
- Физминутка
Педагог: Ребята Комар Комарович очень любит играть в догонялки, а вы любите? Игра называется «Комары».
Дети вместе с педагогом выбирают двух комаров — водящих, которые становятся подальше от остальных детей. Дети собираются вместе с педагогом, проговаривают за ним слова и подходят к комарам. Педагог проговаривает стихотворение.
Тихо, тихо по тропинке
Мы шагаем все с корзинкой.
Зазвенели комары,
Убегай скорее ты!
На последней строчке вылетают комары, начинают жужжать («з-з-з»), догонять детей. Дети убегают на стульчики. Игра повторяется.
- Заключительный этап
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И на прощание Комар Комарович предлагает вам спеть вместе с ним песенку:
За-за-за – у меня живет коза.
Зе-зе-зе – дам травы козе.
Зы-зы-зы – убежали две козы.
Зу-зу-зу – вижу в поле я козу.
Педагог четко и медленно пропевает строчки песенки. Дети повторяют песенку за педагогом.
Педагог: Скажем Комару Комаровичу спасибо и до свидания.
Дети прощаются с комаром и идут за педагогом.
Педагог проговаривает стихотворение и шагает вместе с детьми к столам.
На столах лежат карточки с картинками (заяц, коза, слон, лиса, зебра, зонт) на каждого ребенка, цветные карандаши.
Педагог: Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем выше ножки.
Вот мы с вами и пришли в детский сад. Ребята, садитесь, пожалуйста за столы. Где мы сегодня с вами были? Что мы с вами делали? Какая игра вам больше всего понравилась?
Посмотрите внимательно на картинки. Обведите цветным карандашом картинки, в названиях которых есть песенка комара (звук [з]), скажите это слово.
Дети выполняют задание самостоятельно и идут играть в любимый игровой центр.
Педагог проводит индивидуальную работу с детьми, которые были менее активны в течение занятия: какую картинку ты обведешь? Почему? Назови кто (что) это? Есть в этом слове песенка комара (звук [з])? Хвалит детей и по мере выполнения задания предлагает детям поиграть в любимом игровом центре.
Наблюдая за выполнением задания детьми, педагог определяет с кем надо будет организовать индивидуальную работу в дальнейшем, кому можно готовить задания с усложнением.
Используемый источник:
Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: учеб.-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет / Н. Г. Комратова. — М. : Твор. Центр Сфера, 2004. – 207.