Звук [з]

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Звук [з]»

для детей второй младшей группы (3-4 года)

Грибанова Мария Николаевна,

воспитатель МАДОУ № 117,

г. Вологда

Цель: формирование произношения изолированного звука [з] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать формировать умение выделять звук [з] в словах на слух, интонировать его в слове;

— формировать правильное употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Развивающие:

— развивать слуховое восприятие, внимание, память, интонационную выразительность;

— расширять словарный запас;

— продолжать прививать интерес к совместным со взрослым и сверстниками играм.

Воспитывающие:

— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Материалы и оборудование: картинка или игрушка Комара Комаровича; иллюстрации: 3 ёлочки, 4 игрушки (куклы, кубики), лес, дом с окошками, заяц, коза, лиса, зебра; магнитная доска, магниты; карточка с картинками (заяц, коза, слон, лиса, зебра, зонт), цветные карандаши на каждого ребёнка.

Ход НОД:

  1. Введение в игровую ситуацию

Педагог собирает возле себя детей, показывает картинку (или игрушку) комара. Дети собираются возле педагога.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам в гости прилетел? Правильно, это комар, а зовут его Комар Комарович.

Предполагаемый ответ детей: К нам прилетел комар.

Педагог: Больше всего на свете он любит петь песенки. А вы знаете, как поет комар? Спойте, пожалуйста, громко песенку комара. А теперь спойте, пожалуйста, тихо.

Хоровые и индивидуальные ответы.

Педагог: Комару Комаровичу очень понравилось, как вы спели его песенку. Он приглашает нас с вами к себе в гости в лес. Пойдем?

Педагог читает стихотворение и выполняет действия в соответствии с текстом (дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения за педагогом):

Мы заходим с вами в лес (Маршируют на месте.).

Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три, четыре.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим.  (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Дети садятся на стулья возле доски.

  • Основной этап

На доске изображен лес и дом с окошками, в пространстве группы развешаны картинки заяц, зебра, коза, слон, лиса.

Педагог: Ребята, Комар Комарович построил в лесу дом и пригласил жить в этот дом зверей, в словах которых есть его песенка з-з-з. Поможем Комару Комаровичу найти жильцов для его дома? Посмотрите, какие звери есть в лесу?

Дети называют зверей, нарисованных на картинках.

Педагог: У какого зверя в названии есть звук [з]? 

Педагог вместе с детьми подходит к каждой картинке (последовательность выбирают дети).

Педагог: Кто нарисован на этой картинке? Правильно, заяц (педагог выделяет голосом первый звук). Есть в этом слове звук [з] (песенка комара)? Пригласим зайца жить в дом Комара Комаровича?

Предполагаемый ответ детей: Заяц. В слове заяц есть звук [з] (песенка комара). Да.

Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику.

Педагог: А кто здесь нарисован? Правильно, слон (педагог выделяет голосом первый звук). Пригласим слона в дом? Почему?

Предполагаемый ответ детей: Слон. Нет. В этом слове нет песенки комара (звука [з]).

Педагог: А это кто? Правильно, зебра (педагог выделяет голосом первый звук). Есть в этом слове звук [з] (песенка комара)? Пригласим зебру жить в дом Комара Комаровича?

Предполагаемый ответ детей: Зебра. В слове зебра есть звук [з] (песенка комара). Да.

Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику.

Педагог: Кого вы еще увидели? Правильно, лиса (педагог выделяет голосом звук [с]). Есть в этом слове песенка комара (звук [з])? Пригласим лису?

Предполагаемый ответ детей: Лиса. В слове лиса нет звука [з] (песенки комара). Нет.

Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику.

Педагог: Кто нарисован на картинке? Правильно, коза (педагог голосом выделяет звук [з]). Пригласим козу в домик? Почему?

Предполагаемый ответ детей: Коза. Да. В слове коза есть звук [з] (песенка комара).

Педагог просит одного из детей снять картинку и прикрепить ее к домику. Педагог вместе с детьми подходит к доске, задает вопрос всем детям и индивидуально менее активным детям.

Педагог: Ребята, посмотрите, кого мы пригласили в домик Комара Комаровича? Комар Комарович благодарит вас за помощь и предлагает поиграть в игру «Кого не стало?».

Во время игры педагог задает вопросы всей группе детей (хоровые ответы) и обращается с вопросом индивидуально.

Педагог: Закрывайте глазки.

Педагог убирает с доски картинку зайца.

Педагог: Кого не стало? Молодцы, правильно.

Педагог возвращает картинку зайца на доску.

Педагог: Закрывайте глазки.

Педагог убирает с доски картинку козы.

Педагог: Кого не стало? Молодцы, правильно.

Педагог возвращает картинку козы на доску.

Педагог: Закрывайте глазки.

Педагог убирает с доски картинку зебры.

Педагог: Кого не стало? Молодцы, правильно.

Педагог возвращает картинку зебры на доску.

  • Физминутка        

Педагог: Ребята Комар Комарович очень любит играть в догонялки, а вы любите? Игра называется «Комары».

Дети вместе с педагогом выбирают двух комаров — водящих, которые становятся подальше от остальных детей. Дети собираются вместе с педагогом, проговаривают за ним слова и подходят к комарам. Педагог проговаривает стихотворение.

Тихо, тихо по тропинке

Мы шагаем все с корзинкой.

Зазвенели комары,

Убегай скорее ты!

На последней строчке вылетают комары, начинают жужжать («з-з-з»), догонять детей. Дети убегают на стульчики. Игра повторяется.

  • Заключительный этап

Педагог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И на прощание Комар Комарович предлагает вам спеть вместе с ним песенку:

За-за-за – у меня живет коза.

Зе-зе-зе – дам травы козе.

Зы-зы-зы – убежали две козы.

Зу-зу-зу – вижу в поле я козу.

Педагог четко и медленно пропевает строчки песенки. Дети повторяют песенку за педагогом.

Педагог: Скажем Комару Комаровичу спасибо и до свидания.

Дети прощаются с комаром и идут за педагогом.

Педагог проговаривает стихотворение и шагает вместе с детьми к столам.

На столах лежат карточки с картинками (заяц, коза, слон, лиса, зебра, зонт) на каждого ребенка, цветные карандаши.

Педагог: Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем выше ножки.

Вот мы с вами и пришли в детский сад. Ребята, садитесь, пожалуйста за столы. Где мы сегодня с вами были? Что мы с вами делали? Какая игра вам больше всего понравилась?

Посмотрите внимательно на картинки. Обведите цветным карандашом картинки, в названиях которых есть песенка комара (звук [з]), скажите это слово.

Дети выполняют задание самостоятельно и идут играть в любимый игровой центр.

Педагог проводит индивидуальную работу с детьми, которые были менее активны в течение занятия: какую картинку ты обведешь? Почему? Назови кто (что) это? Есть в этом слове песенка комара (звук [з])? Хвалит детей и по мере выполнения задания предлагает детям поиграть в любимом игровом центре.

Наблюдая за выполнением задания детьми, педагог определяет с кем надо будет организовать индивидуальную работу в дальнейшем, кому можно готовить задания с усложнением.

Используемый источник:

Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: учеб.-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет / Н. Г. Комратова. — М. : Твор. Центр Сфера, 2004. – 207.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.