Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Коренные жители Севера — саами | ДЕТСТВО-ГИД

Коренные жители Севера — саами

Конспект образовательной деятельности

«Коренные жители Севера — саами»

Лобанова Наталья Николаевна,

старший воспитатель ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка

для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

Цель: Формировать представления детей о культуре саамов.

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов сапожки;
  • совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
  • закрепить и систематизировать представления о геометрических фигурах, приемы вырезания геометрических элементов для составления узора, сочетая их по цвету, композиции;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать интерес к национальному наследию —  искусству саамов.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».  Данное занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа: знакомство детей с бытом и культурой саамов на занятиях, беседы о животном и растительном мире Севера, экскурсия в библиотеку — музей им. Л.А. Гладиной, рисование «Саамские узоры», чтение саамских сказок, просмотр видеоматериалов о природе Севера.

Оборудование: интерактивная доска с видеоматериалами «Коренные жители Севера – Саами», серия демонстрационного материала «Саамские узоры», МР – 3 музыкальная композиция «Саамские мелодии», «Увезу тебя я в Тундру», физкультурное оборудование: гимнастические кольца, нетрадиционное оборудование вешалка для одежды с саамской атрибутикой для игры «Метание аркана на хорей», цветная  и фактурная бумага для вырезания силуэтов сапожка, полоски цветной бархатной  бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков, образец «Саамский пим», макет солнца.

Ход образовательной деятельности:

Звучит саамская мелодия, дети с воспитателем заходят в зал, оформленный в саамских мотивах (музыка стихает).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь собралось гостей, давайте поздороваемся. Мы шли с ребятами и услышали музыку, она нас позвала заглянуть в этот зал. Посмотрите, куда мы свами попали.

Леса и тундра, льды и горы,

Озёра, реки и моря,

Раскинулась в своих просторах

Родная Кольская земля!

 Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы с вами живём? (ответы детей — Апатиты).

В какой области мы с вами живем? (ответы детей — Мурманской).

Где находится Мурманская область? (ответы детей — Кольском полуострове).

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, татары и другие. Но издавна здесь живут саамы. Саамы – коренные жители Кольского полуострова.

Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, к коренным жителям Севера —  к Саамам.

А поможет нам главный друг саамов – Олень.

Имитационное упражнение «У оленя дом большой».

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится:

«Стук-стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой!»

«Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне давай!»

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали, вставайте с упряжки и подойдите ко мне. Посмотрите ребята нас встречают необычные предметы на нашем пути. Давайте разберемся, что это за предметы.

Задание «Собери картинку»

Воспитатель: Что же мы собрали? (ответы детей — Чум)  

А что это такое чум? (ответы детей — Это жилище, дом саамов) 

Почему у них такое жилище?  (ответы детей — Оно быстро строиться, легко переносится с места на место.  Так, как саамы  часто переезжали с одного место  в другое. А еще с чума быстро скатывается снег). 

Воспитатель: Саамы издавна занимались оленеводством, охотой, рыболовством, собирательством ягод и грибов. А я предлагаю вам поиграть:

 Национальная игра саамов «Метание аркана на хорей»

(Участники набрасывают кольца – «арканы» на харей, имитирующие оленя. Подсчитывается число попаданий).

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами посетили библиотеку — музей им. Л.А. Гладиной, где знакомились с национальным бытом саамов, видели предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Кто помнит название этих предметов? (ответы детей).

Воспитатель: молодцы ребята!  Правильно назвали все предметы: пимы – сапоги, шамшура –  головной убор, рукавицы – кысста, погост – саамская деревня, чахкли – маленькие человечки, которые живут под землей, вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном, каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами, чудь – враги саамов, распадок – узкая долина в сопках.

Воспитатель: посмотрите внимательно на иллюстрации, каждый предмет украшен национальным орнаментом. Саамы издавна славились своими мастерством. Они изготавливали одежду, обувь, предметы быта. Умельцы делали их не только удобными, но и красивыми. Какие цвета использовали саамы для создания узора? (ответы детей — синий, красный, желтый, белый, голубой, зеленый). Каждый цвет саамского орнамента может рассказать нам о северной природе, о её несравненной красоте, о жизни саамов в тундре:

  • синий – (ответы детей — цвет неба и воды, сопки);
  • красный, жёлтый – (ответы детей — солнце, символ жизни, очаг, рога оленей);
  • жёлтый – (ответы детей — луна, времена года);
  • белый, голубой – (ответы детей — истый снег, тундра, дорога);
  • зеленый цвет – (ответы детей — растения, трава, деревья).  

Какие геометрические формы встречаются в саамских узорах? (ответы детей – круги, треуголтники). Я предлагаю вам сегодня побыть в роли саамских мастеров. Мы будем украшать национальную обувь саамов — пимы. Посмотрите, какой узор будет на пимах. Что он обозначает в саамской символике? (ответы детей — полярная звезда и сопки).

Прежде, чем начать работу, подготовим пальчики.

Динамическая пауза «Вот помощники мои» — упражнение на развитие мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения.

Вот помощники мои,                               сжимаем и  разжимаем кулачки

Их как хочешь поверни,                            вращение кулачками

По дорожке белой, гладкой                      шагаем пальчиками по коленкам                      

Скачут пальцы как лошадки.                    подпрыгиваем каждым пальчиком

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Основная часть:

Воспитатель: Наши пальчики готовы к работе. 

Ребята, сегодня наша группа превратилась в творческую мастерскую, а мы с вами в саамских мастеров. Саамы издавна славились своими мастерами. Они украшали свою одежду красивыми узорами из меховой мозаики, цветного сукна и бисера.

Давайте вспомним особенности саамских узоров. Чем вас привлекают саамские узоры?

(ответы детей —  яркостью, простотой, праздничностью).

Правильно, саамские узоры отличаются своей яркостью и самобытностью.    Из каких элементов состоит саамский орнамент? Назовите их. (ответы детей).

 Саамский орнамент состоит из простых элементов – геометрических фигур: треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников. Каждый элемент узора рассказывает об окружающей природе, о её красоте, о жизни саам в тундре. На Севере короткое лето и длинная зима. Зимой в тундре все покрыто белым серебристым снегом. Поэтому саамы для украшения одежды использовали яркие жизнерадостные цвета.

Воспитатель: выставляет на мольберт   образцы сапожек, украшенных аппликативным саамским узором. Посмотрите, какие красивые и нарядные пимы и бурки, все они украшены разным орнаментом.

  • Пимы все такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему.  Придумать свой узор, чтобы он отличался от других.
  • Вырежете сапожки – берем бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и получаем два совершенно одинаковых сапога.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своем сапожке.  
  • Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. Сколько деталей, столько раз и сгибаем полоску. Если у вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать круги, треугольники, из прямоугольников – овалы.  

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель. Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе. Ребята, будьте внимательными, аккуратно вырезайте детали и приклеивайте их на пимы.

По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания геометрических фигур для узора. В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские пимы».

О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова. (Рассказывает воспитанник).

Художественное слово:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Четкой фигуркой на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне.

Четыре цвета – шамшура готова.

Красный – цвет жизни и очага.

На нем крупинки нежно — голубого

Это озера и реки – вода.

Желтый ласкает и радует глаз,

Будто луч солнца проснулся в щели.

Дополняет узор белый цвет, как алмаз –

Засыпаны им березы и ели.

А сейчас ребята из нашей группы исполнят

Танец – инсценировку «Саамы»

Воспитатель (читает действие танца, под музыкальное саамское сопровождение):

«Найду – он же шаман, наделенный большой силой, начинает свое магическое действо.

 Отправились саамы за дичью да за рыбой. Из погоста их женщины, дети провожают.

 Прежде чем охотиться, испрашивали удачи саамы. Большой бубен, обтянутый оленьей кожей и украшенный магическими, символами, глухим звуком откликается на ритмичные удары своего владельца. Закружившись в диковинном танце, шаман начинает напевать странные, непривычные для нашего уха мелодии. Искусными лучниками были саамы. А леса вокруг могучие стояли. Сосны — в три обхвата. А оленей, да дичи разной, горностаев, да куниц — видимо-невидимо. Удачная охота была! Озеро было богато рыбой. Всякая она здесь: и сиги, и щуки, и хариусы, и кумжа в сети попадались. А по реке  сёмга нереститься поднималась. И сейчас все знают: лучше сёмги рыбы в целом мире нет. Богатый улов у саамов! Посмотри, какое солнце огромное, какое яркое, какое горячее! Солнышко засветилось, все ярче, все ярче, и красным светом вспыхнуло небо. Озарились болота, озарились озера, и ягель на берегу, олений мох, засветился…»

   Релаксационная пауза: «Поверие» 

 А еще у саамов есть такая игра — поверие, если повернуться лицом к солнцу, загадать заветное желание, подбросить волшебный саамский мячик и поймать его в руки, то желание обязательно исполниться!

Давайте мы с вами повернемся лицом к солнцу, загадаем  свое желание, подбросим мячик, но обязательно поймайте его в руки и  ваше желание  исполнится.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.