Конспект образовательной деятельности
«Северная мозаика»
для детей подготовительной группы
Савинская Екатерина Фёдоровна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Задачи:
- Закрепить знания детей о своей стране – России, пополнить знания детей о своеобразии жизни народов Севера (саамов), природа, жилища, одежда, труд.
- Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, мышление.
- Воспитывать чувство к традициям, жизни народов Севера.
Ход образовательной деятельности:
— Ребята, а вы любите загадки? А вот отгадайте загадку, и мы с вами узнаем кто сегодня наш гость!
Все говорят, что похож я на папу –
Такой же весь белый, такой косолапый.
Но только и папа похож на меня –
Такой же охотник рыбалки – как я! (Белый Медведь).
— Правильно, это белый медведь – Умка! Молодцы!
А вы знаете, он привез нам большой конверт с сюрпризом. Давайте посмотрим, что же в нем? (Воспитатель достает конверт с игрой «Собери картинку»).
— Ребята, это же игра! Вам необходимо достать из конверта части картинки и сложить их. (Вокзал).
— А где находится вокзал? (В Мурманске).
— Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
— Как называется город, в котором мы живем? (Мурманск).
— А где он находиться? (На Крайнем Севере, на Кольском полуострове).
-Я принесла вам карту, что на ней изображено? (Кольский полуостров).
— Мы многое уже знаем о природе Севера, о животном и растительном мире (Сюрприз кубик).
— А давайте поиграем в умный кубик, а Умка убедится, что мы с вами не хвастунишки.
Игра «Кубик – Развивайка» (дети передают кубик по кругу со словами: «Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку выбирать»).
(Дети называют животное или растение на картинке, сообщают, что о них знают)
— Молодцы, Мы рассказали о животных и растениях Севера, но один кармашек на кубике пустой. Значит, мы еще не все знаем о крайнем Севере.
— Я вам расскажу о людях, которые живут в тундре (дети садятся на стульчики).
— С давних времен на Кольском полуострове живут коренные жители Севера – саами. Их было не очень много. Они и сейчас живут на Кольском полуострове.
Тундра – родина саамов.
Стихотворение «Тундра»
— Эти стихи о своей родине написала саамская поэтесса Александра Антонова.
— Саами занимаются рыбной ловлей, охотой, оленеводством (показ иллюстраций).
Они выращивают и пасут оленей. Очень тяжелая работа у саамов – пастухов. Им приходиться подолгу находиться вдалеке от дома. Олени нигде не могут жить, кроме как в тундре, потому что они питаются мхом и ягелем, который растет только в тундре. Олень — настоящий друг и помощник саамов.
— Как вы думаете, зачем олень сааму?
— Какая от них польза? (Возят их, одежда, мяса используют для еды).
— Как называется шуба из оленьего меха? (Малица).
— Оленей запрягают в легкие санки – нарты, оленевод управляет ими специальной палкой – хореем.
— А вот и картинка для нашего пустого конвертика
— А кто на ней изображен? (Человек).
— Вот какой у нас кубик. Здесь все жители Севера.
Стихотворение (читает ребенок)
— Вот сколько Мишутка рассказал нам о Севере. А теперь он хочет поиграть с вами в саамскую игру «Веревочка» (поиграли, мишка прощается).
(Дети садятся за столы).
— А к нам пришел еще один гость! Это саамский мальчик.
— Посмотрите, какой на нем красивый зимний костюм.
— Саамы народ дружный, трудолюбивый. Саамские женщины настоящие рукодельницы. Одежда из оленьего меха теплая, красивая. Красивой ее делают умелые руки мастериц – саами, которые расшивают мех кусочками цветного сукна, мелкими бусинками – бисером (картинка).
— Посмотрите, в его зимнем костюме чего – то не хватает.
— Как вы думаете чего? (Рукавичек).
— А давайте мы с вами украсим рукавички для саамского парня и его друзей.
— Вспомните, какими элементами узора пользовались саамские мастерицы? И какие цвета?
-Украшать мы рукавички будем бисером, с помощью ватных палочек и гуаши, способом «тычок». Выберите нужный цвет, краску набираем немножко и сильно не нажимаем.
— Вот и закончилось наше знакомство с народом Крайнего Севера – саами.