Конспект образовательной деятельности
«Счастье детей в их правах»
для детей старшего дошкольного возраста
Купко Наталия Евгеньевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи:
— закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
— обобщить знание детей об их гражданских правах и обязанностях;
— способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
— продолжать развивать умение работать в группе.
Ход образовательной деятельности:
Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда и появились главные вопросы: что обязаны люди делать и что им нельзя? На что имеют право, а на что — нет? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в ней записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали другую книгу – «Конвенция о правах детей». А чтобы права лучше узнать, предлагаю вам побывать в клубе знатоков. Для этого мы разобьемся на две команды.
Первая команда будет называться «Почемучки» и ваш девиз:
«Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»
«Почему?» вопрос любимый, помогает нам расти»
Вторая команда «Мудрецы» и ваш девиз:
«Мы почти что Мудрецы, много нам читают,
Умники и умницы, много знать желаем».
Дети проходят на ковер на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть еще одна книга — это «Сказочная конвенция». Давайте откроем ее. В Сказочной конвенции наши друзья – герои любимых сказок. Их права нарушаются, и они просят нас разобраться.
Ребята, поможем нашим друзьям? Ну, тогда в путь.
Воспитатель: Я читаю вам задание и, кто знает ответ, поднимает руку. Если ответ — правильный команда получает фишку, у кого будет больше фишек — та команда выиграет.
1 Задание «Права литературных героев»
Воспитатель: В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил).
Ответ: «Красная шапочка»
Воспитатель: В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в другой стране защиту от преследования?
(Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследования мыши и кота).
Ответ: «Дюймовочка»
Воспитатель: Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушены их право на неприкосновенность жилища?
(Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно. все они спаслись, но долго хвостики тряслись).
Ответ: «Три поросенка»
Воспитатель: В какой сказке эксплуатируют героиню? Нарушают право на праздник и отдых?
(Дразнят Золушкой меня, от того, что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь с печкой я вожусь, вожусь).
Ответ: «Золушка»
Воспитатель: В нашей сказочной конвенции следующее задание.
2 Задание Игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель из сундучка достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
Игрушка доктор
Воспитатель: Что символизирует эта игрушка?
Ответ: Каждый ребенок имеет право на медицину.
Воспитатель: почему это право необходимо?
Сердечко
Воспитатель: Какое право может обозначать сердечко?
Ответ: Право на любовь и заботу
Воспитатель: Что означает забота? Кто заботится о вас?
Свидетельство о рождении
Воспитатель: Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?
Ответ: Право на имя.
Воспитатель: Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу?
Домик
Воспитатель: Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве он напоминает?
Ответ: О праве на имущество.
Воспитатель: Как люди должны относится к своему дому?
Букварь
Воспитатель: Узнаете эту книгу? О каком праве она напоминает?
Ответ: Право на обучение.
Воспитатель: почему это право необходимо?
Игрушка курочка с цыплятами.
Воспитатель: О чем они напоминают нам?
Ответ: Право на семью.
Какая из команд первая соберет картинку и расскажет, какие права нарушаются у героя картинки, та команда получает фишку.
3 Задание.
Собрать разрезные картинки по сказкам (Маугли, Серая шейка).
Воспитатель: Итак, ребята, вы собрали картинки. Рассмотрите их и скажите, из каких сказок эти герои, какие же права у них нарушены?
Ответы: Серая шейка (право на жизнь и семью). Маугли (право на семью).
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, кто входит в состав семьи.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весной,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо — влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: А в завершении нашей викторины я предлагаю вам сыграть в игру «Собери ромашку». Но она не обычная, к ней подойдут только лепестки с вашими правами.
4 Задание «Собери ромашку»
Дети собирают цветок и называют право изображенное на каждом лепестке.
Воспитатель:
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить
Развиваться и дружить
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать.
Быть веселым и здоровым
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любимым
Воспитатель: Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав. Давайте вспомним, как называется документ, в котором все права описаны? (Конвенция).
Наше занятие подошло к концу! Всем спасибо! Вы все молодцы! А герои сказок подготовили для вас сладкий подарок.