Конспект образовательной деятельности
«Встречаем весну»
для детей старшей группы
Савинская Екатерина Фёдоровна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Программные задачи:
- Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы, научить связывать поэтический образ с изобразительным и фольклорным;
- Продолжать знакомство с русскими народными традициями, расширять знания о фольклорном творчестве;
- Развивать зрительное и звуковое восприятие;
- Учить создавать образ весны, изображать ее портрет, декоративно украшать образ.
Материал: гуашь, акварель, А3 – лист, репродукция картин русских художников – пейзажистов, иллюстрации с изображением птиц, сделанных из теста, портреты Веснянки, выполненные детьми.
Ход образовательной деятельности:
1 часть. Воспитатель (вывешивает репродукции русских художников пейзажистов с изображением ранней весны, читает поэтические строки).
«Гонимые вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными лучами
На потопленные луга
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро год;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют»
(А.С.Пушкин)
Ребенок: ,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!» (Ф.Тютчев)
Воспитатель: «Вот так русские художники и русские поэты воспевали приход весны – в красках, в лирических строках».
Прислушайтесь к звукам природы. Слышите, звенит капель, тает снег, журчат ручьи. А еще слышны звонкие голоса птиц. Какие птицы прилетают из теплых стран? (Ответы детей)
У всех народов существовал обычай встречи Весны. Ее не просто звали, а зазывали, «закликали». В старину весну встречали хлебом, в форме первых весенних птиц и пели песни «веснянки», мастерили куклу Весну (Педагог показывает изображения (иллюстрации) булочек из теста в форме птиц – «жаворонков»).
Песни «веснянки» пелись для того, чтобы зазывать несущую новую жизнь Весну.
1.»Жаворонки, перелетники
Принесите нам
Весну – красну, весну ясную
С сохой, бороной да лошадкой вороной
Жаворонки, перелетники,
Принесите нам весну на своем хвосту.»
жаворонки, прилетите.
Руководительницы шили кукол и называли их «Веснянками», их очень любили маленькие дети.
2часть. Практическая работа
-А мы с вами тоже весну зовем, нарисуем ее портрет. Что такое портрет? (Ответы детей, воспитатель демонстрирует детские рисунки).
-Давайте представим себе весну мысленно. Из чего можно составить ее портрет? (Ответы детей)
— Гласа – подснежники, щечки – румяные с рыжими крапинками, губы алые улыбаются, волосы струятся весенними голубыми ручейками, на голове венок из весенних цветов. Платье ярко зеленого цвета, украшенное цветами. Идут от веснянки лучи солнечные, вокруг птички летают, а веснянка их осыпает цветами яркими.
3часть. (Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя. В конце занятия проводится анализ работ).
4 часть. А теперь, ребята, давайте вместе со мной весну закликать.
«Весна приди. Три угодья принеси!
Первое угодье – в лугах половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье- зеленое раздолье!»
— Спросим у веснянки, что она нам принесла.
«Ой да, девушка – весна
Что ты нам принесла!»
Весна: «Красным девушкам по шелковому платку.
Маленьким ребяткам, да по красному цветку» .
Одаривать вас буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом. А теперь вам, детвора, всем на улицу пора! Песенки петь, хороводы водить, в игры играть, весело плясать.