Кубики поварёнка Гоши

Авторское пособие

«Кубики поварёнка Гоши»

адаптированное с учетом группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Харитонова Ольга Анатольевна,

учитель-логопед МБДОУ №14,

г. Ярцево Смоленской обл.

Пояснительная записка

Мария Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого – не обучение как таковое, а следование правилу «помоги мне это сделать самостоятельно».

Как это сделать? 

На полках магазинов в наше время можно найти большое разнообразие развивающих игр и игрушек для детей разного возраста. Родители и педагоги без труда могут выбрать тот материал, который соответствует возрасту, потребностям и интересам детей. Не смотря на это, есть простой способ изготовить пособия своими руками.

Для преодоления неустойчивого внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другой, быстрой утомляемости, более эффективной коррекции речевого развития разработано дидактическое пособие «Кубики поваренка Гоши».

 Игры с кубиками направлены на автоматизацию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза, коррекцию лексико — грамматического строя речи, развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержательный компонент

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте ребенка является игра, то  на основе этого можно предположить, что для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка

          Речевому развитию детей с ТНР сегодня уделяется особое внимание. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути.

       Актуальность моего пособия заключается в том, что работая с детьми с ТНР, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование кубиков облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность моей работы. Авторское пособие « Кубики поваренка Гоши» апробировано на практике.

Пособие рекомендовано для детей с ОВЗ так как:

1)    Формируется интерес к процессу обучения;

2)     Повышается мотивационная направленность;

3)     Расширяется словарный запас;

4)     Развивается связная речь.

Основные достоинства пособия:

·        Данное пособие просто в изготовлении, удобно в использовании;

·        Развивает умственные и творческие способности детей;

·        С помощью кубиков можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.

Цель пособия: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Задачи:

  • Формирование правильного звукопроизношения
  • Развитие слогового анализа:

Формирование умения выделять ударный слог.

Формирование навыков определения количества слогов в слове.

  • Подготовка к обучению грамоте:

Формирование навыков звукового анализа.

  • Формирование и закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций:

    Обучение умению дифференцированно использовать в речи простые и   сложные предлоги.

Особенность пособия:

 наглядный материал представлен  на карточках, а не на сторонах кубиков, что значительно расширяет спектр решаемых развивающих задач в работе с детьми и обеспечивает его полифункциональность ;

кубики делают ручную деятельность ребенка более разнообразной и координированной, качественно изменяется зрительное и пространственное восприятие;

 кубики могут быть использованы как в организованной, так и в самостоятельной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности.

Описание пособия.       

Пособие «Кубики поваренка Гоши» включает в себя разноцветные кубики, с прозрачными кармашками на гранях, буквами, буквами с картинками, карточками с картинками. Дополнительно использую не входящие в пособие карточки — символы звуков, картинки для артикуляционной гимнастики.

В зависимости от выпавшей грани куба, на которой остановилось вращение дети (ребёнок) выполняют задание.

 Куб – звуковой.

Цель: развивать фонематический слух, выделять звук на фоне слова, придумывать слова на заданный звук, определять позицию звука в слове.

Вариант 1 «Придумай слово на заданную букву»

Ход игры: В кармашки куба размешаются буквы. Ребенок выбирает или кидает кубик, на грани, обращенной к нему, потом правильно произносит звук  (называет букву) Затем, считает кружочки и придумывает слова с заданным звуком (соответственно числу кружочков — числу звуков в слове)

Вариант 2.     «Кто больше?»

Ход игры: Логопед показывает детям кубик ранее изученного гласного звука, например звук «А». Дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.

Вариант 3.

«Найди и назови картинку, в названии которой столько звуков, сколько кружков на кубике».

Ход игры: Логопед раскладывает картинки на столе. Дети подходят, выбирают и называют картинку, помещая её в карман кубика.

Куб – предлоги.

Цель: Использовать в речи предлоги, составлять с ними предложения.

Задачи:

  • понимать значения предлогов;
  • закреплять умение детей использовать предлоги в речи;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение;
  • развивать диалогическую речь (в диалоге с логопедом в процессе выполнения заданий на использование предлогов в речи);
  • формировать грамматический строй речи;
  • учить согласовывать слова в предложении;
  • развивать мелкую моторику.

Вариант 1

Ход игры: Ребенок выбирает или кидает кубик, на грани, обращенной к нему, правильно называет предлог и составляет с ним предложение.

Вариант 2     

Ход игры: Логопед читает предложения, в которых неправильно использованы предлоги, и просит исправить ошибки, вставив выпавшее “маленькое слово” и согласовав слова в предложении.

Вариант 3 «Назови предлог, придумай предложение». 

Карточки со схематичными изображениями предлогов.

Ход игры:

Ребёнок, глядя на выпавшую схему, называет предлог и составляет с ним предложение.

Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

Кубики-предлоги позволяют:

  • разнообразить деятельность детей на занятии;
  • заинтересовать детей;
  • поддерживать внимание на протяжении всего занятия;
  • улучшить ожидаемый результат.

Куб «Выбери игру»

Цель: Развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику, координацию.

Вариант 1

Ход игры: Ребенок выбирает или кидает кубик, на грани, обращенной к нему,

играет в игру, которая соответствует выбранной грани кубика  (например: рука – покажи пальчиковую гимнастику и тд.)

Вариант 2

Ход игры: Водящий ребенок (выбирается считалкой) идёт по кругу и

проговаривает считалку, скороговорку  и т.д. Тот на ком закончилось проговаривание, берет куб, с закрытыми глазами вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняется индивидуально или со всеми детьми.

Куб – Лэпбук

Цель:

Формировать умение детей давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки.

Развивать фонематический слух, возможность выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.

Вариант 1

Ход игры:  Ребенок подбрасывает кубик и называет предметы, выпавшие на грани кубика, затем ребенок определяет первый (последний) звук в этих словах.

Вариант 2

Ход игры: Ребенок подбрасывает кубик, на выпавшей стороне кубика называет все предметы и затем составляет с ними рассказ.

Куб с прозрачными кармашками.

Использую для игры с особенными детьми.

В кармашки куба вкладываю карточки в зависимости от изучаемой темы, нотки и колокольчики – буквы, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки с видами эмоций, карточки на расширение словарного запаса.

Как играем: кидаем кубик и  называем, что изображено на грани куба.

Карманы крупные, карточки вставлять  удобно. Куб – интересный способ подачи материала для особенных детей. После занятий, прошу ребенка вытащить карточки с куба и отдохнуть, в тоже время потренировать мелкую моторику.

Таким образом, по сравнению с традиционным подходом пособие ускоряет автоматизацию звукопроизношения, формирует фонематическое восприятие и звукобуквенный анализ и синтез, корректирует лексико — грамматический строй речи, развивает связную речь. Ребенок самостоятельно может выбрать кубики, которые будут использоваться в игре. Дошкольник ставит перед собой задачи, выделяет и решает их.

Количество вариантов данных игр и кубов неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.

«Кубики поваренка Гоши» успешно апробированы мною на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми  5 —  7 лет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.