Авторское пособие
«Кубики поварёнка Гоши»
адаптированное с учетом группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Харитонова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ №14,
г. Ярцево Смоленской обл.
Пояснительная записка
Мария Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого – не обучение как таковое, а следование правилу «помоги мне это сделать самостоятельно».
Как это сделать?
На полках магазинов в наше время можно найти большое разнообразие развивающих игр и игрушек для детей разного возраста. Родители и педагоги без труда могут выбрать тот материал, который соответствует возрасту, потребностям и интересам детей. Не смотря на это, есть простой способ изготовить пособия своими руками.
Для преодоления неустойчивого внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другой, быстрой утомляемости, более эффективной коррекции речевого развития разработано дидактическое пособие «Кубики поваренка Гоши».
Игры с кубиками направлены на автоматизацию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза, коррекцию лексико — грамматического строя речи, развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержательный компонент
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте ребенка является игра, то на основе этого можно предположить, что для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка
Речевому развитию детей с ТНР сегодня уделяется особое внимание. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути.
Актуальность моего пособия заключается в том, что работая с детьми с ТНР, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование кубиков облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность моей работы. Авторское пособие « Кубики поваренка Гоши» апробировано на практике.
Пособие рекомендовано для детей с ОВЗ так как:
1) Формируется интерес к процессу обучения;
2) Повышается мотивационная направленность;
3) Расширяется словарный запас;
4) Развивается связная речь.
Основные достоинства пособия:
· Данное пособие просто в изготовлении, удобно в использовании;
· Развивает умственные и творческие способности детей;
· С помощью кубиков можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
Цель пособия: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.
Задачи:
- Формирование правильного звукопроизношения
- Развитие слогового анализа:
Формирование умения выделять ударный слог.
Формирование навыков определения количества слогов в слове.
- Подготовка к обучению грамоте:
Формирование навыков звукового анализа.
- Формирование и закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций:
Обучение умению дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.
Особенность пособия:
наглядный материал представлен на карточках, а не на сторонах кубиков, что значительно расширяет спектр решаемых развивающих задач в работе с детьми и обеспечивает его полифункциональность ;
кубики делают ручную деятельность ребенка более разнообразной и координированной, качественно изменяется зрительное и пространственное восприятие;
кубики могут быть использованы как в организованной, так и в самостоятельной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности.
Описание пособия.
Пособие «Кубики поваренка Гоши» включает в себя разноцветные кубики, с прозрачными кармашками на гранях, буквами, буквами с картинками, карточками с картинками. Дополнительно использую не входящие в пособие карточки — символы звуков, картинки для артикуляционной гимнастики.
В зависимости от выпавшей грани куба, на которой остановилось вращение дети (ребёнок) выполняют задание.
Куб – звуковой.
Цель: развивать фонематический слух, выделять звук на фоне слова, придумывать слова на заданный звук, определять позицию звука в слове.
Вариант 1 «Придумай слово на заданную букву»
Ход игры: В кармашки куба размешаются буквы. Ребенок выбирает или кидает кубик, на грани, обращенной к нему, потом правильно произносит звук (называет букву) Затем, считает кружочки и придумывает слова с заданным звуком (соответственно числу кружочков — числу звуков в слове)
Вариант 2. «Кто больше?»
Ход игры: Логопед показывает детям кубик ранее изученного гласного звука, например звук «А». Дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.
Вариант 3.
«Найди и назови картинку, в названии которой столько звуков, сколько кружков на кубике».
Ход игры: Логопед раскладывает картинки на столе. Дети подходят, выбирают и называют картинку, помещая её в карман кубика.
Куб – предлоги.
Цель: Использовать в речи предлоги, составлять с ними предложения.
Задачи:
- понимать значения предлогов;
- закреплять умение детей использовать предлоги в речи;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение;
- развивать диалогическую речь (в диалоге с логопедом в процессе выполнения заданий на использование предлогов в речи);
- формировать грамматический строй речи;
- учить согласовывать слова в предложении;
- развивать мелкую моторику.
Вариант 1
Ход игры: Ребенок выбирает или кидает кубик, на грани, обращенной к нему, правильно называет предлог и составляет с ним предложение.
Вариант 2
Ход игры: Логопед читает предложения, в которых неправильно использованы предлоги, и просит исправить ошибки, вставив выпавшее “маленькое слово” и согласовав слова в предложении.
Вариант 3 «Назови предлог, придумай предложение».
Карточки со схематичными изображениями предлогов.
Ход игры:
Ребёнок, глядя на выпавшую схему, называет предлог и составляет с ним предложение.
Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
Кубики-предлоги позволяют:
- разнообразить деятельность детей на занятии;
- заинтересовать детей;
- поддерживать внимание на протяжении всего занятия;
- улучшить ожидаемый результат.
Куб «Выбери игру»
Цель: Развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику, координацию.
Вариант 1
Ход игры: Ребенок выбирает или кидает кубик, на грани, обращенной к нему,
играет в игру, которая соответствует выбранной грани кубика (например: рука – покажи пальчиковую гимнастику и тд.)
Вариант 2
Ход игры: Водящий ребенок (выбирается считалкой) идёт по кругу и
проговаривает считалку, скороговорку и т.д. Тот на ком закончилось проговаривание, берет куб, с закрытыми глазами вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняется индивидуально или со всеми детьми.
Куб – Лэпбук
Цель:
Формировать умение детей давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки.
Развивать фонематический слух, возможность выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.
Вариант 1
Ход игры: Ребенок подбрасывает кубик и называет предметы, выпавшие на грани кубика, затем ребенок определяет первый (последний) звук в этих словах.
Вариант 2
Ход игры: Ребенок подбрасывает кубик, на выпавшей стороне кубика называет все предметы и затем составляет с ними рассказ.
Куб с прозрачными кармашками.
Использую для игры с особенными детьми.
В кармашки куба вкладываю карточки в зависимости от изучаемой темы, нотки и колокольчики – буквы, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки с видами эмоций, карточки на расширение словарного запаса.
Как играем: кидаем кубик и называем, что изображено на грани куба.
Карманы крупные, карточки вставлять удобно. Куб – интересный способ подачи материала для особенных детей. После занятий, прошу ребенка вытащить карточки с куба и отдохнуть, в тоже время потренировать мелкую моторику.
Таким образом, по сравнению с традиционным подходом пособие ускоряет автоматизацию звукопроизношения, формирует фонематическое восприятие и звукобуквенный анализ и синтез, корректирует лексико — грамматический строй речи, развивает связную речь. Ребенок самостоятельно может выбрать кубики, которые будут использоваться в игре. Дошкольник ставит перед собой задачи, выделяет и решает их.
Количество вариантов данных игр и кубов неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.
«Кубики поваренка Гоши» успешно апробированы мною на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми 5 — 7 лет.