Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Мама – лучший педагог | ДЕТСТВО-ГИД

Мама – лучший педагог

Сценарий интерактивного родительского собрания

«Мама – лучший педагог»

Самарина Елена Сергеевна,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №36»

г. Кировск Мурманской области

Участники: родители детей старшего дошкольного возраста, педагог-психолог.

Цель: повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросе развития психических функций детей (восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональные реагирования, моторику)  через организацию нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

  • Сформировать ценность вклада родителей в развитие ребенка (в том числе в развитие психических функций);
  • Расширять развивающий потенциал семьи через обучение родителей организации дома игровых занятий с использованием нейропсихологических игр и упражнений;
  • Привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе.

Ход родительского собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Всем родителям хочется, чтобы их дети были успешными в школе, при занятиях спортом, рисованием или другой деятельностью, чтобы умели общаться, договариваться со сверстниками, чтобы не были обидчивыми, капризными, агрессивными, вспыльчивыми или замкнутыми.

Как вы считаете, от чего зависит академический и социальный успех ребенка?

Ответы родителей.

Всё, что вы перечисли верно и важно. И сегодня я хочу предложить вам подробнее рассмотреть, как скорость созревания тех или иных участков мозга влияет на развитие психических функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие, речь, ориентация в пространстве, крупная и мелкая моторика.

Хотели бы вы – родители – научиться развивать у ребенка память, внимание, мышление? Поделитесь своим мнением, как вы считаете, важно ли родителю принимать участие в развитии своего ребенка?

Ответы родителей.

Сегодня я поделюсь с вами, как в домашних условиях можно организовать полноценное развитие ребенка с минимальными усилиями со стороны родителей. А помогут нам в этом нейропсихологические игры и упражнения.

Нейропсихология – это наука о мозговой организации высших психических функций человека. Нейропсихология — молодое направление в науке, но быстро набравшее популярность среди педагогов, психологов и родителей. В первую очередь, это связано с тем, что игры и упражнения, которые предлагает нейропсихология для коррекции тех или иных трудностей в развитии ребенка, дают относительно быстрый и устойчивый результат.

Дети развиваются через игру. Игра для них – это и развлечение, и обучение, и развитие, и средство общения и даже средство психологической разгрузки.

Нейроигры и упражнения – это не свободная игра детей, это особый вид деятельности, которую организует взрослый по определенным правилам.

Ребенок играет, но при этом активно функционируют те отделы головного мозга, которые отвечают, например, за развитие памяти и/или внимания. И в следующий раз, когда ребенок будет стараться что-то целенаправленно запомнить, ему будет легче это сделать, он будет более собранным и внимательным.

Кому полезны нейропсихологические игры и упражнения?
Детям:

  • которым сложно сосредоточиться, запомнить материал, переключиться с одного вида деятельности на другой;
  • тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением;
  • тревожным, которых пугают собственные ошибки или неудачи;
  • чересчур импульсивным или слишком медлительным;
  • всем, кто готовится к поступлению в школу, ведь там особенно важно высокое развитие психических функций.

В конце родительского собрания я раздам всем присутствующим распечатки с нейроиграми и упражнениями, которые вы можете самостоятельно проводить дома с детьми, а сейчас предлагаю всем вместе попробовать некоторые игры.

Кинезиологические упражнения – помогают детям правильно и быстро обрабатывать информацию, что влияет на успешное освоение математики, письма и чтения. Важно, чтобы дети правильно и быстро обрабатывали поступающую информацию? Тогда давайте потренируемся в играх, которые этому способствуют.

«Фонарики»

 «Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак.

«Фонарик погас – фонарик зажёгся» — пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.

«Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем и опять играть начнем.

«Ухо – нос»

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. В сопровождении текста:

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Или

Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:

«Кусь, кусь, кусь, кусь – никого я не боюсь!».

Немного сложно выполнять, но интересно? Вот и детям интересно.

Упражнения «Корректурная проба» — развивает внимание.

Я выдам вам листы с цифрами, посчитайте, сколько раз встречается цифра 3.

Кто сколько насчитал? Ответы немного рознятся, ничего страшного, попросите ребенка дома карандашиком обвести все цифры 3 и еще раз внимательно пересчитаете.

Упражнение «Поймай все ягоды» — развиваем слуховое восприятие.

Я буду называть слова, а вы хлопайте один раз, когда услышите название ягоды. Готовы? Читать буду быстро.

Ежевика, банан, фрукты, лукошко, клубника, малина, гранат, лук, персик, смородина, голубика, тыква, клюква, помидор, корзина, шиповник, огурец, земляника, компот, брусника, вишня, варенье, крыжовник, яблоко, ананас, морошка, виноград.

Предложите ребенку сыграть в эту игру. Ловить можно все, что угодно: названия птиц, профессий, всё, что летает.

Игра «Что пропало?» — развиваем память.

Сейчас я перед вами выставлю 10 персонажей кукольного театра. Давайте назовем их всех. Родители перечисляют.

Теперь закрывайте глаза, а я кого-то одного спрячу. Получится у вас вспомнить, кто стоял на этом месте? Отлично. А теперь я не только спрячу кого-то одного, но и поменяю местами всех остальных. А теперь уже сложнее вспомнить.

Попробуйте и дома поиграть в такую игру с ребенком. Берите любые игрушки, но сперва пусть их будет не 10, а 7 штук.

Игра «Сравнилочка» — развиваем мышление.

Подумайте и скажите, чем похожи и чем отличаются подушка и газета.

Похожи – форма (если смотреть сверху), способом приобретения (можно купить); отличаются – объемом, функциональным назначением. И другие варианты ответов родителей.

Детям предлагайте для сравнения более легкие варианты. Например: шкаф и холодильник; ворона и самолет, солнце и лимон.

Наше собрание подошло к концу. Поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением от игр и упражнений, которые мы с вами сегодня делали? Какая игра запомнилась? Какая понравилась? Какая показалась полезной? В какую поиграете с ребенком в первую очередь?

 Остались ли у вас вопросы?

Сейчас я выдам вам распечатки (см. приложение 1), которые содержат игры, в которые мы сегодня играли и некоторые другие. Желаю вам радостных игр с детьми и помните, что «мама – лучший педагог».

Приложение 1

Кинезиологические упражнения

«Фонарики»

 «Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак.

«Фонарик погас – фонарик зажёгся» — пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.

«Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем и опять играть начнем.

«Ухо – нос»

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. В сопровождении текста:

Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:

«Кусь, кусь, кусь, кусь – никого я не боюсь!».
Упражнение «Солдатик»

Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение «Зеркало»

Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.

Развиваем внимание

В интернете можно найти различные варианты заданий  на развитие внимания ребенка. Называются – «корректурные пробы». Распечатывайте и предлагайте ребенку.

Развиваем слуховое восприятие

Игра «Охотник за словами»

Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово по заданному правилу.

1.  Поймай все ягоды:

Ежевика, банан, фрукты, лукошко, клубника, малина, гранат, лук, персик, смородина, голубика, тыква, клюква, помидор, корзина, шиповник, огурец, земляника, компот, брусника, вишня, варенье, крыжовник, яблоко, ананас, морошка, виноград.

2. Поймай всех животных:

Аквариум, слон, стол, бочка, ящерица, асфальт, очки, крыса, лошадь, удав, летчик, курица, шкаф, вилка, кофе, замок, забор, заяц, яблоко, обезьяна, ковер, корова, автобус, тапочки, верблюд, коза, ваза, крокодил, фонарик, артист, Буратино, цепь, электричка, хомяк, дикобраз, антилопа, свекла, танец, вертолет, осьминог.

3. Поймай все, что летает:

Картина, буква, самолет, муха, аист, собака, пароход, качели, окно, воздушный шарик, шмель, монетка, бухгалтер, трамвай, комар, телевизор, бабочка, скатерть, помидор, утка, вертолет, лодка, елка, самовар, тыква, весло, забор, ракета, печка, стрекоза.

4. Поймай профессию:

Школа, водитель, ножницы, береза, архитектор, парикмахер, болтун, гроза, карандаш, попугай, электрик, мельница, сапоги, океан, закон, строитель, радуга, ветеринар, стрекоза, фантазия, балерина, экономист, врач, секретарь, лентяй, машина, шляпа, ключи, турист, словарь, обрыв, кино, вулкан, иностранец, скульптор, толстяк, пожарный, модельер.

5. Поймай признаки зимы:

Холодная погода, цветы, деревья без листьев, созревание ягод, Рождество, короткие дни и длинные ночи, жара, желтые листья, гололедица, таяние снега, сугробы, купание в реке, снег, теплое солнышко, перелет птиц, морозы, метелица, катание на велосипеде, катание на коньках, легкая одежда, игра в снежки, следы птиц на снегу, Новый год, длинные дни и короткие ночи, пробуждение насекомых.

Развиваем память

Игра «Что пропало?»

Родитель выкладывает 7 любых игрушек перед ребенком. Просит ребенка запомнить их. После чего ребенок закрывает глаза, а родитель прячет одну из игрушек. Задача ребенка отгадать, что пропало.

Игру можно усложнять постепенным увеличением игрушек.

Игра «Опиши картинку»

Родитель показывает в течение 1-2 минут ребенку незнакомую картинку, просит описать и запомнить ее. После чего убирает картинку.

Через 3 минуты (кратковременная память) или 30 минут (долговременная память) предлагает ребенку по памяти описать картинку. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые картинки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две картинки.

Развиваем мышление

Игра «Сравнилочка»

Родитель просит ребенка подумать и сказать, чем похожи и чем отличаются два заданных предмета, например, кошка и мышка.

Другие варианты: шкаф и холодильник; ворона и самолет, солнце и лимон, карандаш и ручка, яблоко и мячик, санки и лыжи, ежик и кактус.

Игра «Я загадала»

Родитель загадывает какой-либо предмет. Предлагает ребенку с помощью уточняющих вопросов угадать его.

Этот предмет летает? (Да.)

У него есть крылья? (Да.)

Он высоко летает? (Да.)

Он живой? (Нет.)

Он сделан из пластмассы? (Нет.)

Из железа? (Да.)

У него есть пропеллер? (Да.)

Это вертолет? (Да.)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.