Конспект занятия по окружающему миру
«Масленица»
для детей младшей группы
Джанхуватова Джамиля Бекболатовна,
воспитатель МБДОУ детский сад №38,
город Заполярный Мурманской обл.
Цель занятия: Познакомить детей с традицией празднования Масленицы, ее символами и особенностями.
Задачи:
Формировать у детей первоначальные представления о народных традициях и праздниках.
Развивать речь, память и внимание.
Воспитывать интерес к русской народной культуре и дружеское отношение к окружающим.
Материалы:
Иллюстрации с изображением Масленицы, блинчиков, чучела, зимних гуляний.
Кукла-чучело Масленицы (игрушечная).
Бутафорские блинчики из ткани или бумаги.
Музыкальное сопровождение (русские народные песни).
Ленты и платочки для подвижной игры.
Ход занятия:
Организационный момент (2-3 минуты):
Воспитатель приглашает детей сесть в круг.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенное занятие, мы будем говорить о веселом, ярком и вкусном празднике – Масленице!».
Беседа о Масленице (5 минут):
Воспитатель показывает иллюстрации и куклу-чучело.
Объясняет, что Масленица – это народный праздник, который отмечается в конце зимы, чтобы попрощаться с холодом и встретить весну.
Рассказывает о символе Масленицы – блинах, как они напоминают солнышко.
Показывает игрушечные блинчики и задает вопросы:
«Какого они цвета? На что похожи?»
«Любите ли вы блины? А с чем?»
Обсуждение, почему на Масленицу сжигают чучело (зима уходит, а весна приходит).
Физкультминутка (3-4 минуты):
Подвижная игра «Мы Масленицу встречаем»:
Дети идут по кругу, взявшись за руки, под музыку. Затем останавливаются и выполняют движения по словам воспитателя:
«Солнышко светит» – поднимают руки вверх.
«Блинчики пекутся» – делают круговые движения руками.
«На санках катаемся» – приседают, как будто сидят на санках.
Творческая деятельность (6-8 минут):
Воспитатель предлагает детям украсить «блинчики» (бумажные круги).
Дети рисуют или приклеивают цветные кусочки бумаги, чтобы сделать блины яркими и красивыми.
Закрепление материала (2 минуты):
Воспитатель задает детям вопросы:
«Как называется праздник, о котором мы сегодня говорили?»
«Какие угощения готовят на Масленицу?»
«Что делают с чучелом на празднике?»
Заключительная часть (2-3 минуты):
Воспитатель благодарит детей за участие.
Совместное исполнение веселой народной песни (например, «Как на Масленой неделе»).
Предложение поиграть в игры, связанные с праздником, на прогулке.
Ожидаемый результат:
Дети узнают основные традиции праздника Масленицы.
Проявляют интерес к русской культуре.
Учатся работать в коллективе и выполнять задания.
Примечание:
Для младшей группы важно использовать простые и понятные слова, а также много наглядного материала и игровых элементов.