При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная».
Это цикл литературно-музыкальных занятий, в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Более конкретные задачи, которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:
1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.
2. Развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки, различения ее главных компонентов в звуковой ткани произведения.
4. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
5. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.
Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.
Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной»
Формирование восприятия музыки у дошкольников предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Используются различные методы — наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический. Кроме традиционных методов, желательно применять методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, — метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки. Кстати, данная программа полностью соответствует задачам и требованиям ФГОС ДО.
Наглядно-слуховой. Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Осознанному усвоению и закреплению знаний способствуют музыкально-дидактические игры с использованием наглядно-слухового метода. Например «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию» и др.
Использование приемов сравнений, контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.) заинтересует детей и придаст обучению проблемный характер.
Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности:
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).
Словесный. Одним из важных методических приемов работы в музыкальной гостиной является слово педагога. Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующему уровню речевого развития детей. Пояснения педагога должны раскрывать, прежде всего, музыкальный образ. Такой комментарий помогает детям настроиться на восприятие музыки. Например, О.П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» допускает сопровождение звучания музыки тихими, выразительными пояснениями.
Поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.) могут предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера. С той же целью можно использовать чтение стихов детьми, выученных заранее.
Литературный образ сказок подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Обыгрывание сказочного сюжета с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе содействует более глубокому пониманию сюжетной линии музыкального произведения.
Педагог может использовать форму кратких описательных рассказов, бесед, постановки вопросов и заданий, активизирующих восприятие музыки.
Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы:
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).
Организация занятий
Чтобы занятия в «Музыкальной гостиной» были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:
— занятия-беседы;
— занятия-путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.);
— занятия, простроенные на основе содержания той или иной сказки;
— беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.);
— сюжетные занятия (идем в гости, встречаем гостя).
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Добрый день! я недавно работаю музыкальным руководителем в детском саду, поэтому наработанного опыта мало. Передо мной поставлена задача создать музыкально — литературную гостиную «Новый год шагает по планете» для подготовительной к школе группе. Можно ли это сделать в виде занятия- путешествия в пространстве, и обязательно ли использовать классические произведения?
Елена, да, сделайте в виде занятия-путешествия, очень подойдет. Насчет классических произведений. Желательно бы их использовать. Но название темы предполагает какую-то праздничную, веселую и доступную детям музыку. Поэтому можно брать и хорошие эстрадные песни. Мне, например, формулировка темы напомнила песню «Кабы не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Можно взять и её (в начале).
Добрый вечер! Я работаю психологом в реабилитационном центре моя тема: Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук. Хотела узнать правильно ли сформулировано тема и подходит для аттестации
Салтанат, я бы немного подкорректировала тему. Правильнее писать «РАЗВИТИЕ мелкой моторики…». Но тогда получается два раза слово «развитие», да и слово «через» звучит не методически. Предлагаю так: Формирование познавательной сферы детей с ДЦП посредством развития мелкой моторики рук.