Методика работы по содержанию и структуре описательных рассказов на примере рассказов Н.И. Сладкова

 Из опыта работы

 «Методика работы по содержанию и структуре описательных рассказов на примере рассказов  Н.И. Сладкова»

                                

 Гаврилюк Анна Владимировна,

                                               воспитатель МБДОУ № 136,

 г. Мурманск

 

Задачи:

активизация диалогической речи;

— формирование представлений детей о последовательности изложения и логике описательного рассказа на основе анализа образца.

Предварительная работа: беседа о насекомых, чтение и рассматривание иллюстраций по теме.

Ход образовательной деятельности:

– Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Екатерина Серова)

– Почему вы думаете, что это бабочка? (Ответы детей.) Верно, это бабочка, потому что она похожа на яркий цветок благодаря своим четырем крылышкам. Посмотрите на эти фотографии бабочек. Чем все они похожи?

Дети сравнивают бабочек, высказывают свои предположения. Воспитатель обобщает ответы детей:

– Да, у всех бабочек есть брюшко, крылья, ножки, а также голова с усиками и хоботком, который бабочки погружают внутрь цветка и высасывают нектар. А чем бабочки отличаются?(Ответы детей.) Верно, отличить одну бабочку от другой можно в первую очередь по цвету крыльев. Посмотрите еще раз на фотографии. У каждой из этих бабочек есть свое имя, которое часто связано с окраской этого насекомого.

Воспитатель показывает и называет бабочек, изображенных на фотографиях:

– Это лимонница, ярко-жёлтого, лимонного цвета. Это –большая белая как белокочанная капуста бабочка капустница. Вот маленькая, но красивая бабочка голубянка небесно-голубого цвета. Поэтому, рассказывая о бабочках, важно обязательно описать цвет их к крыльев. Послушайте, как описал бабочку лимонницу Николай Иванович Сладков.

Лимонница

Назвали её лимонницей за ярко-жёлтый, лимонный цвет. Такая на вид неженка и недотрога, а всю зиму под снегом зимует. И весной вылетает, когда по ночам ещё морозы звенят. Греет солнце– порхает весело и беззаботно, а ударит мороз– упадёт на землю, замрёт и лежит как опавший жёлтый листок. Ждёт терпеливо ясного тёплого дня. И снова тогда мелькают её жёлтые крылья словно два солнечных зайчика.

– Описывая лимонницу, Николай Иванович рассказал нам не только об окраске её крылышек. Чем еще отличается эта бабочка от всех остальных?

Дети отвечают, затем воспитатель обобщает ответы детей:

– Да, описывая лимонницу, Николай Иванович рассказал о её действиях: лимонница всю зиму… под снегом зимует. Что еще делает лимонница? Да, она«порхает весело и беззаботно, а ударит мороз– упадёт на землю, замрёт и лежит как опавший жёлтый листок. Ждёт терпеливо ясного тёплого дня». А теперь послушайте, как Николай Иванович Сладков описал бабочку капустницу.

Капустница

Всем знакома эта большая белая бабочка капустница. Огородники её даже издали узнают: летает как-то подскакивая, взблёскивая крылышками, кидаясь из стороны в сторону. Как увидят, так быстрей стараются отогнать. Беда, если бабочка успеет отложить на капусту яички. Выведутся из яичек прожорливые гусеницы и оставят от кочанов одни кочерыжки. Очень вредят капусте капустницы.

– Описывая капустницу, Николай Иванович рассказал о цвете её крылышек, величине и действиях. Почему же огородники как увидят эту бабочку, так быстрей стараются отогнать? (Ответы детей.) Да, очень вредят капусте капустницы!А теперь послушайте третий рассказ Николая Ивановича Сладковаещё об одной бабочке.

Голубянка

Голубянка маленькая, но красивая и живая. И очень полезная. Она опыляет цветы. Так же старательно и прилежно, как делают это шмели и пчёлы.

В тёплые тихие дни любят голубянки слетаться весёлыми стайками к мутным лужицам на дорогах. Тут они ползают, взлетают, садятся, гоняются друг за другом. И с удовольствием пьют из лужицы воду.

– Думаю, вы внимательно слушали все три рассказа и заметили, что в описании сначала называют имя той бабочки, о которой рассказывают. Назовите, какую бабочку описывает Николай Иванович Сладков в своем первом рассказе? (Лимонницу.) А во втором?(Капустницу.)Назовите бабочку из последнего, третьего рассказа Николая Ивановича Сладкова.(Голубянка.)

– Теперь я начну описывать одну из этих бабочек, а вы внимательно слушайте. Этокрасивая бабочка. Догадались, какую бабочку я начала описывать? Начинайте, пожалуйста, свой ответ со слов «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…». (Дети по очереди высказывают свои предположения.)

– Да, по одному этому признаку трудно догадаться. Тогда добавлю еще один – признак действия: «Этокрасивая бабочка. Она летает, порхает с цветка на цветок как только пригреет солнышко». Догадались, какая из бабочек? (Ответы детей.)

–Хорошо, слушайте дальше, еще один признак: «Этокрасивая большая бабочка. Она летает, порхает с цветка на цветок как только пригреет солнышко». Догадались? (Ответы детей.)

– Да, и признака величиныв описании недостаточно! Это может быть и лимонница, и капустница. Какой признак нужно добавить в описание, чтобы наверняка догадаться? Да, нужно сказать о цвете, тогда описание бабочки станет полным: «Этокрасивая большая бабочка. Она летает, порхает с цветка на цветок как только пригреет солнышко. Огородники издали узнают эту белую бабочку. А как увидят, так быстрей стараются отогнать». Теперь вы наверняка догадаетесь! Это… капустница!

Вы молодцы, внимательно слушали описания бабочек и наверняка сможете теперь самостоятельно описать любую другую. Главное, не забудьте, что у вашего рассказа обязательно должны быть:

начало, в котором вы называете бабочку;

середина, где нужно перечислить все признаки, которые отличают её от других бабочек (величину, окраску крыльев, действия и особенности поведения);

конец, в котором вы можете выразить свое отношение к бабочке – предмету вашего описания, и подвести итог. Например, рассказ Н.И. Сладкова про капустницу заканчивается так: «Очень вредят капусте капустницы». Автор говорит об отношении огородников к этой бабочке и читателям понятно пользу или вред приносит капустница людям и растениям.

Сейчас я прочитаю вам еще один рассказ Н.И. Сладкова – описание бабочки с необычным именем павлиний глаз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить конец рассказа.

Павлиний глаз

За круглые пятнышки на крыльях, схожие с «глазками» павлиньих перьев, назвали его павлиний глаз. Но «глазастым» и ярким он бывает только тогда, когда ему ничто не грозит. Чуть мелькнёт тревожная тень — и павлиний глаз быстро захлопнет крылья, словно зажмурится. И сразу превратится в сухой незаметный листок. Минует беда, бабочка снова раскроет крылья. И снова засияют на солнце четыре удивлённых и чуть испуганных «глаза».Всех радует эта красивая бабочка!

– Как относится автор к бабочке – павлиньему глазу? Почему вы так решили? Да, об этом говорится в конце рассказа: «Всех радует эта красивая бабочка!». И самого автора рассказа тоже!

Наша беседа подошла к концу. А вы дома с родителямипопробуйте сочинить рассказ о понравившейся вам бабочке. Только не забудьте, что в описании сначала нужно называть имя той бабочки, о которой вы рассказываете, затем перечислить все признаки, которые отличают её от других бабочек (величину, окраску крыльев, действия и особенности поведения), и конце сделать вывод.

В вечернее время можно предложить детям нарисовать бабочек, используя разные техники (например, монотипию), повторно прочесть им рассказы Н.И. Сладкова о бабочках или познакомить с новым.

Пестрянка

Бабочка пёстрая, блестящая, нарядная. Только очень уж медлительная и ленивая! Бывает, часами сидит на одном цветке. И не одна, а с подругами. Не спеша ощупывают цветок хоботками и лапками. А крылышки искрятся и переливаются. Не знаешь, на что и смотреть: на пёстрый цветок или на разноцветных пестрянок? Так всем в глаза и бросаются. Но ни птицы, ни ящерицы их не трогают: очень уж они горькие и невкусные. Потому-то они такие ленивые и доверчивые.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.