Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

Телегина Татьяна Анатольевна,

воспитатель д/с «Солнышко»,

с. Островное, Мамонтовский район Алтайского края

«Возьмите чашу терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте»

Ш. Амонашвили

Весна… Яркий, тёплый солнечный день… Передо мной огромное море жёлтых одуванчиков, словно среди зелёной травы разостлали ковёр из весёлых солнечных зайчиков. А вот идёт молодая женщина с ребёнком на руках, остановилась, опустила дитя на траву. Ребёнок пошёл и потянулся ручками к одуванчикам.

Эту картину я увидела через окно автобуса, проезжая мимо городского парка. Увиденное запечатлелось в памяти, как миг нашей повседневной жизни. «Одуванчики скоро отцветут, — подумала я, — на их месте появятся серые пушистые комочки, которые разлетятся вокруг от дуновения ветра. Эти маленькие серо-белые комочки-«парашютики» упадут на землю, чтобы следующей весной прорасти новым побегом, а значит новым, радостным цветком…» И тогда у меня сложились строчки: эта женщина, и этот ребёнок.

Эти протянутые к цветкам ручки…

Пусть одуванчики цветут,

Нас всех порадуют весельем,

И в чём-то сердце обретут

Любовь и счастье продолженья!

Да, дети — наше счастье и наше продолжение. Мы не можем не знать этого и не думать об этом, ток как это-философия жизни человека, смысла его существования, смысла и вечного, и преходящего. Вопрос о смысле жизни принадлежит к числу волнующих, не разрешимых и роковых вопросов. Вопрос этот встаёт перед каждым достигшим известного развития человеком, рано или поздно, на заре или закате его жизни, неизбежно.

Откуда мы пришли, куда идём, какая цель существование человека на Земле?

Есть ли жизнь, как сказал поэт, «дар напрасный, дар случайный», или же в беспрерывном, вечном круговороте жизни таится какой-нибудь глубокий смысл?

Я принимаю истину о непрерывности жизни, и эту непрерывность жизни я понимаю широко, во все космическом масштабе. И для меня эта непрерывность жизни воплощается в воспитании детей.

В выборе профессии всегда бывают объективные и субъективные причины. У разных людей они разные. Мне думается, что во мне что-то было заложено изначально, потому именно педагогическая деятельность стала моей профессией; а, может быть, потому, что моя мама работала в детском саду?

Все мы родом из детства. В выборе профессии, на мой взгляд, есть своеобразные маяки-формулы: «человек-машина», «человек-природа», «человек-человек». Я отношу себя к формуле «человек-человек». Профессия педагога-массовая профессия, но я считаю, что она для избранных, для тех, кто относится к ней несколько романтически, несколько её идеализирует. Идеализм чрезвычайно помогает преодолевать практические житейские трудности, даёт человеку веру и духовные силы. Педагогическая профессия может очень много дать «для души»: она способствует самосовершенствованию, непрерывному общению, без которого человек не может быть личностью; эта профессия даёт мне содержание и смысл. Я всё это понимала, когда выбирала свою профессию, и совершенно сознательно её выбирала. Я знала, что эта профессия не очень престижная, что она даже опасная: она может помочь человеку выстроить свою личность, но именно поэтому может её и разрушить, ведь у неё низкий социальный статус (во всяком случае в России), низкий уровень оплаты, она отнимает много сил и времени. Но эта профессия очень благородная и творческая. Через эту профессию я реализовывалась как личность; я развивала и развиваю в себе наблюдательность, отзывчивость, внимательность, терпеливость, тактичность, организаторские и коммуникативные способности. Эта профессия требует постоянного самообразования. Это трудно, это ответственно, но это интересно.

Это очень хорошо, что нам, воспитателям детских садов, дали возможность высказать свои убеждения, своё представления о своём месте в нашей жизни, о своём миропонимании, дали возможность стать на некоторое время «маленькими» философами, потому как каждый из нас — живая душа, а все мы – часть огромного мира. Я не могу не ощущать себя частью своего народа, своего Отечества. Я хочу иметь отношение к нашей великой культуре. Есть одно душевное свойство у русского человека – что доброта, щедрость и любовь. Нести в себе эти свойства души – очень трудная работа, потому как наша жизнь замешена на противоречиях. Но именно эти нравственные посылы помогают мне жить и работать. На Земле живёт множество народов, а значит, существует и развивается множество культур. Дети, которые рождаются у этих народов, воспитываются и образовываются, в основном, в соответствии со своей культурой, несмотря на глобализацию и интеграцию культур. Но у меня, как у мыслящего человека, возникает вопрос. Почему, как и раньше, дети, воспитанные на своих, национальных великих культурах, когда вырастали, занимая разное положение в обществе, даже находясь у власти, совершали не благие поступки, а злые, даже преступные? Почему история человечества – эта история не только великих достижений в техники, науке, искусстве, но и история бесконечных воин, наличие и зла? Хочу вспомнить в связи с этим слова знаменитого таджикского поэта древности Омара Хайяма:

Мы источник веселья – и скорби рудник.

Мы вместилище скверн – и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир – многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!

Почему человечество не выходит из кризисов, которые в переживаемое нами время достигли небывалых размеров? В чём же причина?

В современном мире модели поведения людей ужесточаются. Человеческая жизни дешевеет. К жизни вызываются программы поведения, повышающие шанс на выживание. Насилие, грабежи, воровство и обман становятся привычными. Люди обретают всё большую автономию, до 70% населения живет в городах, в мегаполисах. Человек всё больше не обращает внимание на окружающих. Люди всё больше теряют личную ответственность друг перед другом. (Красноречиво иллюстрирует это телевизионная программа «Пусть говорят»). Растёт отчуждение всех во всём. Усиливаются космические тенденции. Родина там, где хорошо, где больше платят. Молодёжь уже не понимает, как можно отдать жизнь за Родину. Растёт число психически ущербных и больных людей. Сдерживающие влияние церкви противоречиво. Секты, межконфессиональная борьба расшатывает прежние ценности. Религиозный бизнес – страшная примета нашего времени. СМИ усердствуют в мрачных прогнозах войн за нефть, газ, пресную воду. Крепнет психология жизни одного дня. Участились суициды среди молодёжи. Нарастают темпы глобализации. Новый феномен нашей жизни – отклоняющееся поведение детей, подростков и юношества. Современная жизни характеризуется повышенной напряженностью. Жестокие высказывания, бунты, терроризм, религиозная и межнациональная нетерпимость – закономерный результат распрямления пружин человеческого напряжения. Например, в США дети стреляют в одноклассников и учителей, а президент США Барак Обама называют Россию «региональным государством», руководители в современном Киеве русских называют насекомыми…

Усиливается разделение общества на богатых и бедных, экологическая напряжённость становится источником острых социальных проблем.

Дети – заложники, дети – беженцы… Дети не могут не понимать, что угроза для них исходит от созданного взрослыми мира. Жить в этом мире трудно. Напряжение жизни передаётся родителям, от них – детям. Дети отвечают нервным поведением.

Для современного педагога просто необходимо реально смотреть на условия жизни, его главная задача —  помочь в маленьком человеке сохранить (потому как от Бога) и развивать человеческое начало, нравственное начало. Я убеждена, что, если в воспитании изъять главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни – воспитание духа, мир будет ещё более жесток. Ведь не даром в нашем народе давно говорят, что не единым хлебом живет человек, а теми высшими духовными ценностями, которые только и составляют основу бытья. Педагогическая наука – древняя наука. Теория педагогики рождалась из практики, затем практика развивалась под влиянием теории. И до настоящего времени они существуют вместе. И зарубежная, и отечественная педагогика накопила большой опыт. Он храниться в трудах учёных и практиках. Наша задача состоит в том, чтобы этот опыт и эти труды не остались забытыми, чтобы они нашли своё продолжение, чтобы всё лучшее, что было создано учёными и педагогами наших дней притворялось в жизнь. Идеи Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., опыт замечательного итальянского педагога-гуманиста Марии Монтессори, профессора Амонашвили Ш.А., Шаталова В.Ф. и других учёных является опорой и поддержкой в труде воспитателя. Меня привлекает педагог мыслящий, педагог-профессионал. Вот, например, Мария Монтессори – психиатр, психолог, опытный детский врач и философ, подвижница гуманистических идей…

В результате многолетней напряжённой творческой деятельности ей удалось создать стройную систему дошкольного, школьного и семейного воспитания. Главное в её методе – предоставление ребёнку полной свободы самовыражения, отсутствие в воспитании какого – либо авторитаризма, максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности на основе пробуждения и поддерживания детской активности, чтобы пробуждать любовь к учению и формировались мотивы для напряжённой самостоятельной работы, чтобы ребёнок, обращаясь к воспитателю, словно говорил: «Помоги мне сделать это самому». Педагог вмешивается в деятельность ребёнка только в том случае, если это необходимо. Очень важно увидеть и не пропустить, когда эта необходимость наступит. В этом есть творчество педагога. Не надо никакого соревнования, результаты детей не надо сравнивать, надо только верить в природу ребёнка, внушать ему веру в его успех; надо чтобы достоинство ребёнка росло, чтобы он не стал жертвой событий. Нужно воспитывать в детях свободомыслие, совесть, социальную ответственность и любовь к людям – считала Мария Монтессори.

Жизнь и воспитание современного человека – эта проблема. Наука о воспитании человека должна успевать за жизнью. Эпиграфом к своей работе я не случайно взяла слова Амонашвили, которые содержат своеобразный рецепт счастья для педагога – практика. Безусловно, всё меняется, жизнь идёт вперёд, меняются и сами дети, и страна, и даже карта мира. Но что конкретно должно измениться, чтобы не оказались утрачены лучшие идеи отечественной и зарубежной педагогики? Я убеждена, что новые программы образования и воспитания должны нести в себе большое гуманистическое содержание. Какая мать хочет, чтобы её сын сотворил зло?

Земля – наша планета, вместе со всеми другими космическими телами солнечной системы продолжает свой бесконечный путь во Вселенной. «А всё-таки, она вертится!», — сказал, когда-то Галилей. Очень широко я понимаю эти слова, как стремление человека к непрерывному совершенствованию, развитию и продолжению жизни, к продолжению духовных сил человека. Воспитать нравственный стержень у маленького человека – ребёнка, который будет противостоять вызову двадцать первого века – это значить дать основу к тому, чтобы рос не склонный к инфантильности, алкоголизму, наркомании и преступности человек, а рос достойный и полноправный гражданин своей страны, с добрым, но с мужественным сердцем. Я не стесняюсь этих слов и не считаю их слишком высокопарными и далёкими от реальной жизни. Я вспоминаю наших журналистов, что погибли на Украине, наших лётчиков, которые были на задании и погибли в небе над Сирией…

Все мы когда-то были детьми… И те, кто подкладывал взрывное устройство в багажное отделение российского самолёта в Египте, кто сегодня казнит заложников, кто торгует краденной нефтью… Я должна найти ответ ребёнку, который спрашивает у меня: «кот Леопольд говорит, что надо жить дружно, а почему люди убивают друг друга и зачем нужна армия?» Да, люди убивают друг друга. Очень часто они делают это, прикрываясь религиозными догмами. Не говорить с детьми о религии и о церкви нельзя. Особого внимания требуют семьи с религиозными убеждениями. Наше государство светское, но церковь занимает значительное место в жизни нашего общества. Уважение к религиозным взглядам и чувствам необходимо. Алтайский край многонационален и многоконфессионален. Не случайно в Барнауле есть и строятся новые и мусульманские, и буддийские, и католические, и православные храмы.

Очень важно говорить с детьми о пользе образования, о пользе самых разных знаний. Пусть дети запомнят, что всё знать невозможно, но стремиться знать, как можно больше – это правильное желание. Развивать любопытство ко всему, что окружает человека, разъяснять пользу внимания и памяти, необходимых для познания, благодарить детей за то, что они стремятся приобрести эти качества- это тоже предмет для работы воспитателя.

История человечества и история Отечества не должны пройти мимо внимания ребёнка, потому что история – это не только рассказ о событиях, это ещё и память. Мы не можем и не должны растить поколение беспамятных.

А сколько возможностей для развития и воспитания ребёнка таит в себе русский фольклор! Былины, русские народные сказки, загадки, пословицы и поговорки, народные песни, народные традиции и праздники- это великое наследие наших предков, неисчерпаемый запас мудрости, красоты и доброты, фантазии, образности в восприятии мира… Почему мы помним пословицы и поговорки? Потому, что с ними мы познакомились в детстве. И наша взрослая прожитая жизнь не раз убеждала нас в истинности и справедливости народной мысли. Это такой кладезь, который черпать и не вычерпать!

Все современные виды спорта, в том числе и наиболее грубые, такие, как борьба, бокс, футбол и др., конечно, на существование, но на мой взгляд, нам не мешало бы вспомнить о воспитании детей и юношей в древней Греции, их ритмическую гимнастику, где культивировались не грубость, а изящество и красота. Эта гимнастика развивала вкус и чувство красоты, пластичность движений, приучала к закономерности, гармоничности и согласованности, приобщала и вводила в общий ритм жизни, потому что человек – часть мироздания, и в нём есть гармония и красота. Ещё Платон писал о пользе гимнастики для тела и музыки для души. Благодаря музыке ритм и гармония глубоко внедряются в душу ребёнка, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет насыщаться прекрасным и согласовывать с ним свой быт. С таким удивлением и восторгом я воспринимаю творчество наших детей, которые участвовали в телевизионных конкурсах «Щелкунчик» и «Синяя птица»! Программы эстетического воспитания, дополнительного образования, особенно музыкального-  непременное условия развития детей. Не случайно, у афинян музыка, служение всем музам, имело гораздо более глубокое и обширное значение. Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще, в лучшем смысле.

Сегодня наши философы, учёные и политики, общественные деятели говорят о необходимости найти и оформить «государственную идею», которая бы объединила нас всех, россиян, перед вызовами нынешнего двадцать первого века, вызовами глобальных катастроф и устрашающего воинствующего терроризма… Они говорят о воспитании патриотизма, гражданских чувств, высокой духовности, мужественности у наших детей. Правильно говорят, все эти качества личности закладывается с детства. Каждый взрослый человек помнит своё детство. И картинки родной природы, и журчание весенних ручейков, там за околицей, под окном родного дома, и пение весенних птиц, и голос мамы, и отца, таких близких и родных, и стол с мамиными или бабушкиными пирогами и блинами, и уроки в школе, и многое, многое другое… И если ребёнок с малых лет слушал хорошую музыку, читал правильные книги, видел и воспринимал только доброе поведение родителей, если его научили дома, в детском саду и школе воспринимать и понимать произведения искусства и жизнь не для наслаждения, а для труда, такой ребёнок имеет все шансы стать и патриотом, и гражданином, и у него хватит мужества противостоять всем проявлениям зла. Трудом мы растём, трудом совершенствуемся, трудом приобретаем и материальные, и духовные блага.

Детские обиды — это самые горькие обиды, которые причиняют самые тяжкие последствия. В воспитании должны быть изгнаны ложь, недоверие и недоброжелательность.  Чуткий детский организм всё это увидит, учтёт и сделает выводы, отвечая тем же. Детям нужно объяснять, какие последствия произойдут от поступка вредного и полезного. Нужно отвести внимание от вредного и направить устремление на полезное и правильное. Нужно общаться с детьми, как со взрослыми. Они это очень любят и ценят. Но нельзя критиковать и осуждать. Если ребёнок берётся за непосильный для себя труд, его нужно удерживать, а другого, который пытается уклониться даже от такой работы, которую он мог бы выполнить сам, его нужно поощрять.  В детях нужно развивать способность наблюдать, учить их внимательности, но нельзя насиловать волю ребёнка. Мужество не должно переходить в гнев, страдание не должно граничить с истерией.

Для воспитателя главное — преданность детям. Для знаний нужен мотив. Задача педагога — отыскать этот мотив. В этом поиске и состоит его творчество. Приблизить себя в своей профессии к профессионализму – значит воспитать в себе способности к эмпатии (умение ощутить состояние другого человека будто своё), чувства такта (интуитивное умение правильно выбрать тон, слова), рефлексию (способность вести себя на основе совести), наблюдательность (склонность внимательно смотреть на людей, их лица, жесты, походку, мимику) анализировать увиденное и делать выводы. В педагогической работе не обязательно иметь солидную внешность, громкий голос; необязательно, чтобы вас боялись и подчинялись. Дети не марионетки, они склонны слушать любимого и уважаемого воспитателя- педагога. В жизни- главное семья и работа.  А выбрать профессию – как выбрать невесту или жениха: конечно лучше по любви. Возраст, когда ребёнок приходит в детский сад – это время активного овладения им правил поведения, когда складываются первые дружеские симпатии, формируются навыки вежливости, культура речи. Важно, чтобы в этом возрасте они видели положительные примеры, такие, как деликатность, чуткость, а требовательность должна быть доброжелательной. Ребёнку надо показать радостные стороны жизни, укрепить в нем веру в то, что добро обязательно победит зло. Надо, чтобы ребёнок чаще испытывал радость от успеха доброго дела.

В Древней Греции педагогом был раб, состарившийся или увечный и потому непригодный ни для какой другой работы. Сохранились древние статуэтки из обожжённой глины, которые изображают педагогов небрежно одетыми, плешивыми стариками. В переводе с греческого слово «педагог» означает, «сопровождающий ребёнка». Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам- ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших — вставать.

Цивилизации изменили статус и назначение педагога в обществе, но образ этого старого раба, увековеченный древним скульптором, у вызывает необыкновенное признание и уважение. Педагог ведёт маленького человека за руку, словно он ведёт его по жизни, для жизни, для будущего… хорошая роль, доброе дело, добрая профессия…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.