Эссе
«Моя профессия – педагог»
Самарина Елена Сергеевна,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №36»,
г. Кировск Мурманской обл.
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия — психолог …
…Или призвание это есть?
Я здесь касаюсь откровения,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия — доверье,
Моё призвание — душа.
В нём всё — серьёзность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия — гармония,
Моё призвание – верность ей.
О.А. Коваль
Легко воспитывать счастливых, послушных, общительных, быстро осваивающих образовательную программу, детей. Но в детский сад приходят не только такие дети. Бывают с трудностями в поведении, замкнутые, порой сердитые и непослушные, дети, у которых имеются трудности в освоении образовательной программы. Чаще всего именно с такими детьми педагог-психолог имеет дело.
Хочу поделиться с вами, какой я вижу свою работу, в чем она заключается и какие секреты позволяют мне находить «ключики» даже к самым непростым детям.
Ключевой ценностью моей работы является — помощь во взращивании благополучных во всех проявлениях детей. Детей, способных успешно учиться, умеющих дружить, верящих в свои силы, способных к самовыражению, ответственных, творческих. Я считаю это основой благополучия и самого ребёнка, и его семьи, и образовательной организации, и страны в целом.
Что я делаю для этого?
В первую очередь я собираюсь информацию о ребёнке. От родителей, воспитателей. Провожу диагностическое обследование.
После этого я планирую и осуществляю индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую и профилактическую работу. Даю рекомендации родителям и воспитателя на тему того, как помогать ребёнку справляться с трудностями, развиваться и раскрывать свой потенциал.
Я регулярно отслеживаю и оцениваю результаты своей деятельности с детьми. Я это делаю, чтобы быть максимально точной в работе и привести ребёнка к положительным и устойчивым результатам.
Дети с большим удовольствием приходят ко мне на занятия. У меня получается увлекать даже самых неусидчивых детей, привлекать к дисциплине тех, кто всеми силами пытается ее нарушить, заинтересовывать заданиями тех, кто с трудом включается в деятельность.
Какие секреты позволяют мне находить «ключики» к разным детям?
Первый секрет – это эмоциональное общение. Детям невыносимо все пресное – монотонная речь, скучные задания. Дети – они ведь сами как сгустки эмоции. Поэтому очень живо реагируют на эмоциональную речь педагога и с удовольствием следуют за ней.
Второй секрет – это позитивные подкрепления. Я не акцентирую внимание на тех детях, которые отвлекаются. Я активно хвалю тех, кто старается, называю их по имени. И доброжелательно приглашаю присоединиться к нам тех, кто не делает задание. Например, я говорю: «Дима, покажи, как у тебя получается. Я смотрю на тебя. Вот. Очень хорошо. Ты молодец, что стараешься». Если ребенок не сразу включается, я говорю: «Ничего страшного, присоединяйся к нам, как будешь готов». С таким подходом у детей не остается выбора «не делать». И через пару занятий все дети включены в занятия. Ведь им так хочется внимания. А у меня можно получить много положительного внимания.
Третий секрет – это разнообразие заданий. Дети могут выбрать себе задание посложнее или попроще. Часто я не даю им готовые решения, а предлагаю подумать, найти собственное решение. Я не подгоняю детей, а с интересом жду, когда они активируют волю и выберут действие. Часто я позволяю детям проявлять инициативу и в выборе самих заданий. Я верю, что интуитивно дети сами знают, что им надо. И вся их внутренняя сила направлена на то, чтобы развиваться и максимально раскрывать свой потенциал.
Моя работа благодарная – ведь я вижу результат своей деятельности. Те дети, которые «не знали, не понимали, не могли и не верили в себя» превращаются в тех, кто «знает, понимает, может и верит в себя».
Я верю, что каждый ребенок способен достичь безграничных высот в жизни. Поэтому трудного, замкнутого, сердитого и непослушного ребенка я ценю и уважаю точно так же, как счастливого, открытого и послушного.