Образовательная ситуация
«История возникновения денег»
Черкашина Марина Александровна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: формировать основы экономических знаний о деньгах, истории их возникновения на основе игры «Ярмарка».
Задачи:
- познакомить с историей возникновения денег;
- способствовать формированию умений распределять роли;
- воспитывать самостоятельность в решении проблемных ситуаций по ходу игры;
- создать условия для развития финансовой грамотности;
- развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание.
Материалы: посылка, альбом с изображениями денег разных лет, карточки с изображением продуктов, списки необходимых продуктов.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Нам принесли посылку. Вам интересно, что там? Мне тоже. Давайте откроем ее. Один из детей подходит, помогает открыть посылку и достает оттуда альбом с изображениями денег разных лет.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это? Вариативные ответы детей.
Воспитатель: Действительно, это деньги разных лет. А что такое деньги? Вариативные ответы детей.
Воспитатель: Сначала, когда денег еще не было, люди обменивались продуктами своего труда между собой. Обмен товара на товар называется бартер.
Игра.
Ребята, а давайте мы сейчас отправимся в прошлое и попробуем без денег добыть нужные товары. Обмениваться нужно между несколькими купцами, так, чтобы получить нужные товары из вашего списка. Ребята делятся на две команды (купцы и крестьяне), крестьянам раздаются карточки с изображением продуктов, список необходимых им продуктов и они отправляются на ярмарку, чтобы обменять их на нужные товары. На выполнение задания дается 10 минут.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, это было удобно? Вариативные ответы детей.
Воспитатель: Это на самом деле было неудобно и поэтому люди стали придумывать средство, которое можно было бы обменивать на необходимые товары. Так появились деньги. Сначала это были только монеты, которые делали из разных металлов и разной формы. Самые дешевые были из меди, подороже из серебра, а самые дорогие из золота. Со временем монеты стали делать только из золота и серебра.
Таким образом, границы торговли были расширены и торговля стала проще. Давайте рассмотрим какие монеты бывают по размеру и цвету. Рассматривают монеты.
Воспитатель: Ребята, а кто помнит в каких сказках встречались монеты? Вариативные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо помните сказки. Когда монет было много у человека, их тяжело было носить и считать. Тогда появились бумажные деньги – ассигнации. Рассматривают изображения бумажных денег разных лет.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны деньги? Вариативные ответы детей. Да, действительно деньги нужны, чтобы расплачиваться за товары и услуги. А какие формы денег вы знаете? Вариативные ответы детей. Если затрудняются ответить, подсказать, что деньги бывает наличные и безналичные.
В современном мире есть пластиковые банковские карты, при помощи которых люди могут расплачиваться за товары и услуги. Это удобнее и безопаснее, чем носить с собой деньги.
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? Какие новые слова узнали?