Конспект образовательной деятельности
«Лесная история»
(на основе лексических тем «Птицы», «Насекомые»)
в старшей группе
Шемякина Людмила Ивановна,
учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад № 34»,
г. Невинномысск Ставропольского края
Цель: способствовать обобщению представлений о жизни насекомых, птиц, формировать положительно-эмоциональное отношение к природе.
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять и активизировать словарь детей по теме «Насекомые», «Птицы», закреплять навыки словообразования и словоизменения, согласовывать числительные с существительными; закреплять умение отгадывать слова по количеству частей и гласным буквам, умение отвечать на вопросы полным предложением, совершенствовать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать связную речь, мелкую и общую моторику, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой деятельности, развивать координацию речи с движением, память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность, воображение, бережное отношение к природе.
Оборудование: сюжетные картинки «Муравейник», «Муравьиные няни», предметные картинки с изображением насекомых, цветы со слоговыми схемами, дидактическая игра «Найди птенцам маму», геометрические фигуры для конструирования кораблика по заданному образцу, «капельки дождя» с написанными слогами, серия сюжетных картинок «Спасение птенца».
Словарная работа: артель — бригада.
Ход образовательной деятельности:
Логопед: Ребята, вы любите слушать истории? Тогда слушайте и помогайте рассказывать. Эта история произошла с одним лесным жителем и вы догадаетесь сами кто он, если отгадаете загадку:
«Я лесной житель, мудрый строитель, строю с артелью дом себе под елью» (муравей)
Дети: Это муравей!
Логопед: Правильно!А дом, в котором он живет, называется …муравейник. Посмотрите, чем занимаются муравьиные няни (выставляется сюжетная картинка «Муравьиные няни»)
Дети: Няни греют на солнышке яички-личинки.
Логопед: Вот из такого яичка и появился на свет Муравьишка. Как все малыши, он был очень любопытным и сразу побежал знакомиться с лесом. Прибежал на полянку, а там он увидел много: (выставляются картинки на магнитах с изображением бабочки, пчелы, жука, стрекозы) пестрокрылых …бабочек, трудолюбивых…пчел, легкокрылых …стрекоз, и не менее красивых …жуков (дети добавляют выделенные слова, называя насекомых в родительном падеже)
Считал он считал, да сбился со счета, помогите сосчитать, сколько летало насекомых? (на магнитной доске выставляются к перечисленным насекомым с цифры от 1 до5). Сколько летало бабочек? стрекоз? жуков? пчел?
Дети: летало четыре бабочки, 3 стрекозы, два жука и 5 пчел.
Логопед: Помогите каждому насекомому найти свой цветочек (выставляются цветы со слоговыми схемами и изученными гласными буквами)
А__ __ __А (бабочка), __ __ __А (стрекоза), __ __ А (пчела), __у (жук).
Дети подбирают насекомое к цветку и сажают нужное насекомое на цветок.
Логопед: Бежит Муравьишка дальше по лесу, слышит, кто-то пищит. Догадались, кто это? (на противоположные стороны стола выставляются две картинки с изображением птенцов в гнездах без мам, дети работают тройками, каждая тройка со своей сюжетной картинкой)
Дети: это птенцы.
Логопед: Почему они пищат? Почему они одни?
Дети: эти птенцы голодные, их мамы улетели за кормом.
Дидактическая игра «Найди птенцам маму»
(дети самостоятельно подбирают и подсаживают в гнезда к птенцам их мам)
Логопед: Назовите птенцов. Какая птица прилетит к каждому гнезду?
Дети по очереди называют птенцов и «сажают» к птенцам их маму.
Дети: Это совята, сюда прилетит сова к маленьким совятам.
Это гнездо грачата, сюда прилетит грач к грачатам.
Это гнездо аистята, сюда прилетит аист к аистятам.
Это птенцы ласточки, сюда прилетит ласточка к маленьким птенцам.
Это скворчата, сюда прилетит скворец к скворчатам.
Это утята, сюда прилетит утка к утятам.
Логопед: Ну вот, думает Муравьишка, теперь порядок в лесу, ребята помогли птенцам найти своих мам. Вы настоящие друзья птиц.
Логопед: Побежал Муравьишка дальше по лесу, а там беда случилась. Какая? (выставляется первая сюжетная картинка из серии «Спасение птенца»).
Дети: птенчик вывалился из гнезда.
Логопед: а что было дальше, вы расскажите сами, но сначала разложите картинки по порядку (выставляются остальные 3сюжетные картинки из серии «Спасение птенца»).
Дети: Потом птенца увидела кошка и хотела его съесть, но мальчик прогнал ее (2-ая сюжетная картинка).
Он положил птенца в кепку, залез на дерево (3-ья сюжетная картинка). Потом мальчик посадил птенца обратно в гнездо (4-ая сюжетная картинка).
Логопед: Да, так поступают настоящие друзья птиц.
Обрадовался Муравьишка, что все хорошо закончилось, а тут вдруг тучка набежала, солнышко спряталось, стало темно, полил дождь.
Логопед: Мы знаем физминутку про дождик (дети выполняют речь с движением «Дождик»)
Дождик, дождик, веселей, встряхивают кистями перед собой
Капай, капай, не жалей, сжимают и разжимают пальцы
Только нас не намочи, грозят пальцем
Зря в окошко не стучи, стучат ладонями по коленям
Брызни в поле пуще. сжимают и разжимают пальцы
Станет травка гуще! Приседая, гладят «траву»
Логопед: Дождь быстро закончится, если вы правильно прочитаете песенки капелек дождя.
Дети читают слоги по очереди (слоги написаны на листочках в виде дождевых капелек): АМ, ОП, ОК, ИТ, АИ, УИ.
Логопед: Молодцы,все песенки правильно «спели», вот и дождь закончился. А наш Муравьишка не может попасть домой, на его дороге ручеек, а он плавать не умеет, построим ему кораблик?
Дети строят ему кораблик из геометрических фигур по образцу.
Логопед: Спасибо, ребята, за помощь вы настоящие друзья, говорит вам Муравьишка. До свидания!
Итог занятия. Понравилась ли вам история про Муравьишку? Что именно понравилось, что больше всего запомнилось?