Лесная история

Конспект образовательной деятельности

«Лесная история»

(на основе лексических тем «Птицы», «Насекомые»)

в старшей группе

 

Шемякина Людмила Ивановна,

учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад № 34»,

 г. Невинномысск Ставропольского края

 

Цель: способствовать обобщению представлений о жизни насекомых, птиц, формировать положительно-эмоциональное отношение к природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по теме «Насекомые», «Птицы», закреплять навыки словообразования и словоизменения, согласовывать  числительные с существительными; закреплять умение отгадывать  слова по количеству частей и гласным буквам, умение отвечать на вопросы полным предложением, совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, мелкую и общую моторику, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой деятельности, развивать координацию речи с движением, память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность, воображение, бережное отношение к природе.

Оборудование: сюжетные картинки «Муравейник», «Муравьиные няни», предметные картинки с изображением насекомых, цветы со слоговыми схемами, дидактическая игра «Найди птенцам маму», геометрические фигуры для конструирования кораблика по заданному образцу, «капельки дождя» с написанными слогами, серия сюжетных картинок  «Спасение птенца».

Словарная работа: артель — бригада.

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Ребята, вы любите слушать истории? Тогда слушайте и помогайте рассказывать. Эта история произошла с одним лесным жителем и вы догадаетесь сами кто он, если отгадаете загадку:

«Я лесной житель, мудрый строитель, строю с артелью дом себе под елью» (муравей)

Дети: Это муравей!

Логопед: Правильно!А дом, в котором он живет, называется …муравейник. Посмотрите, чем занимаются муравьиные няни (выставляется сюжетная картинка «Муравьиные няни»)

Дети: Няни греют на солнышке  яички-личинки.

Логопед: Вот из такого яичка и появился на свет Муравьишка.  Как все малыши, он был очень любопытным   и сразу побежал знакомиться с лесом. Прибежал на полянку, а там он увидел много: (выставляются картинки на магнитах  с изображением  бабочки, пчелы, жука, стрекозы) пестрокрылых …бабочек, трудолюбивых…пчел, легкокрылых …стрекоз, и не менее красивых …жуков (дети добавляют выделенные слова, называя насекомых в родительном падеже)

Считал он считал, да сбился со счета, помогите сосчитать, сколько летало насекомых? (на магнитной доске выставляются к перечисленным насекомым с цифры от 1 до5). Сколько летало бабочек?  стрекоз? жуков? пчел?

Дети: летало четыре бабочки, 3 стрекозы, два жука и 5 пчел.

Логопед: Помогите каждому насекомому найти свой цветочек (выставляются цветы  со слоговыми схемами и изученными гласными  буквами)

А__  __  __А (бабочка), __  __   __А (стрекоза), __ __ А (пчела), __у (жук).

Дети подбирают насекомое к цветку и  сажают нужное насекомое на цветок.

Логопед: Бежит Муравьишка дальше по лесу, слышит, кто-то пищит. Догадались, кто это? (на противоположные стороны стола выставляются две картинки с изображением птенцов в гнездах без мам, дети работают тройками, каждая тройка со своей сюжетной картинкой) 

Дети: это птенцы.

Логопед: Почему они пищат? Почему они одни?

Дети: эти  птенцы голодные, их мамы улетели за кормом.

Дидактическая игра «Найди птенцам маму»

(дети самостоятельно подбирают и подсаживают в гнезда к птенцам их мам)

Логопед: Назовите птенцов. Какая птица прилетит к каждому гнезду?

Дети по очереди называют птенцов и «сажают» к птенцам их маму.

Дети: Это совята, сюда прилетит сова к маленьким совятам.

Это гнездо грачата, сюда прилетит грач к грачатам.

Это гнездо аистята, сюда прилетит аист к аистятам.

Это птенцы ласточки, сюда прилетит ласточка к маленьким птенцам.

Это скворчата, сюда прилетит скворец к скворчатам.

Это утята, сюда прилетит утка к утятам.

Логопед: Ну вот, думает Муравьишка, теперь порядок в лесу, ребята помогли птенцам найти своих мам. Вы настоящие друзья птиц.

Логопед: Побежал Муравьишка дальше по лесу, а там беда случилась. Какая? (выставляется первая сюжетная картинка из серии «Спасение птенца»).

Дети: птенчик вывалился из гнезда.

Логопед: а что было дальше, вы расскажите сами, но сначала разложите картинки по порядку (выставляются  остальные 3сюжетные картинки из серии «Спасение птенца»).

Дети: Потом птенца увидела кошка и хотела его съесть, но мальчик прогнал ее (2-ая сюжетная картинка).

Он положил птенца в кепку, залез на дерево (3-ья сюжетная картинка).  Потом мальчик посадил птенца обратно в гнездо (4-ая сюжетная картинка).

Логопед: Да, так поступают настоящие друзья птиц.

Обрадовался Муравьишка, что все хорошо закончилось, а тут вдруг тучка набежала, солнышко спряталось, стало темно, полил дождь.

Логопед: Мы знаем физминутку про дождик  (дети выполняют речь с движением «Дождик»)

Дождик,  дождик, веселей,         встряхивают кистями перед собой

Капай, капай, не жалей,             сжимают и разжимают пальцы

Только нас не намочи,                грозят пальцем

Зря в окошко не стучи,               стучат ладонями по коленям

Брызни в поле пуще.                  сжимают и разжимают пальцы

Станет травка гуще!                   Приседая, гладят «траву»

Логопед: Дождь быстро закончится, если вы правильно прочитаете песенки капелек дождя.

Дети читают слоги по очереди (слоги написаны на листочках в виде дождевых капелек): АМ, ОП, ОК, ИТ, АИ, УИ.

Логопед: Молодцы,все песенки правильно «спели», вот и дождь закончился. А наш Муравьишка не может попасть домой, на его дороге ручеек, а он плавать не умеет, построим ему кораблик?

Дети строят ему кораблик из геометрических фигур по образцу.

Логопед: Спасибо, ребята, за помощь вы настоящие  друзья, говорит вам Муравьишка. До свидания!

Итог занятия. Понравилась ли вам история про Муравьишку? Что именно понравилось, что больше всего запомнилось?

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.