Лесная история

Конспект образовательной деятельности

«Лесная история»

(на основе лексических тем «Птицы», «Насекомые»)

в старшей группе

 

Шемякина Людмила Ивановна,

учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад № 34»,

 г. Невинномысск Ставропольского края

 

Цель: способствовать обобщению представлений о жизни насекомых, птиц, формировать положительно-эмоциональное отношение к природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по теме «Насекомые», «Птицы», закреплять навыки словообразования и словоизменения, согласовывать  числительные с существительными; закреплять умение отгадывать  слова по количеству частей и гласным буквам, умение отвечать на вопросы полным предложением, совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, мелкую и общую моторику, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой деятельности, развивать координацию речи с движением, память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность, воображение, бережное отношение к природе.

Оборудование: сюжетные картинки «Муравейник», «Муравьиные няни», предметные картинки с изображением насекомых, цветы со слоговыми схемами, дидактическая игра «Найди птенцам маму», геометрические фигуры для конструирования кораблика по заданному образцу, «капельки дождя» с написанными слогами, серия сюжетных картинок  «Спасение птенца».

Словарная работа: артель — бригада.

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Ребята, вы любите слушать истории? Тогда слушайте и помогайте рассказывать. Эта история произошла с одним лесным жителем и вы догадаетесь сами кто он, если отгадаете загадку:

«Я лесной житель, мудрый строитель, строю с артелью дом себе под елью» (муравей)

Дети: Это муравей!

Логопед: Правильно!А дом, в котором он живет, называется …муравейник. Посмотрите, чем занимаются муравьиные няни (выставляется сюжетная картинка «Муравьиные няни»)

Дети: Няни греют на солнышке  яички-личинки.

Логопед: Вот из такого яичка и появился на свет Муравьишка.  Как все малыши, он был очень любопытным   и сразу побежал знакомиться с лесом. Прибежал на полянку, а там он увидел много: (выставляются картинки на магнитах  с изображением  бабочки, пчелы, жука, стрекозы) пестрокрылых …бабочек, трудолюбивых…пчел, легкокрылых …стрекоз, и не менее красивых …жуков (дети добавляют выделенные слова, называя насекомых в родительном падеже)

Считал он считал, да сбился со счета, помогите сосчитать, сколько летало насекомых? (на магнитной доске выставляются к перечисленным насекомым с цифры от 1 до5). Сколько летало бабочек?  стрекоз? жуков? пчел?

Дети: летало четыре бабочки, 3 стрекозы, два жука и 5 пчел.

Логопед: Помогите каждому насекомому найти свой цветочек (выставляются цветы  со слоговыми схемами и изученными гласными  буквами)

А__  __  __А (бабочка), __  __   __А (стрекоза), __ __ А (пчела), __у (жук).

Дети подбирают насекомое к цветку и  сажают нужное насекомое на цветок.

Логопед: Бежит Муравьишка дальше по лесу, слышит, кто-то пищит. Догадались, кто это? (на противоположные стороны стола выставляются две картинки с изображением птенцов в гнездах без мам, дети работают тройками, каждая тройка со своей сюжетной картинкой) 

Дети: это птенцы.

Логопед: Почему они пищат? Почему они одни?

Дети: эти  птенцы голодные, их мамы улетели за кормом.

Дидактическая игра «Найди птенцам маму»

(дети самостоятельно подбирают и подсаживают в гнезда к птенцам их мам)

Логопед: Назовите птенцов. Какая птица прилетит к каждому гнезду?

Дети по очереди называют птенцов и «сажают» к птенцам их маму.

Дети: Это совята, сюда прилетит сова к маленьким совятам.

Это гнездо грачата, сюда прилетит грач к грачатам.

Это гнездо аистята, сюда прилетит аист к аистятам.

Это птенцы ласточки, сюда прилетит ласточка к маленьким птенцам.

Это скворчата, сюда прилетит скворец к скворчатам.

Это утята, сюда прилетит утка к утятам.

Логопед: Ну вот, думает Муравьишка, теперь порядок в лесу, ребята помогли птенцам найти своих мам. Вы настоящие друзья птиц.

Логопед: Побежал Муравьишка дальше по лесу, а там беда случилась. Какая? (выставляется первая сюжетная картинка из серии «Спасение птенца»).

Дети: птенчик вывалился из гнезда.

Логопед: а что было дальше, вы расскажите сами, но сначала разложите картинки по порядку (выставляются  остальные 3сюжетные картинки из серии «Спасение птенца»).

Дети: Потом птенца увидела кошка и хотела его съесть, но мальчик прогнал ее (2-ая сюжетная картинка).

Он положил птенца в кепку, залез на дерево (3-ья сюжетная картинка).  Потом мальчик посадил птенца обратно в гнездо (4-ая сюжетная картинка).

Логопед: Да, так поступают настоящие друзья птиц.

Обрадовался Муравьишка, что все хорошо закончилось, а тут вдруг тучка набежала, солнышко спряталось, стало темно, полил дождь.

Логопед: Мы знаем физминутку про дождик  (дети выполняют речь с движением «Дождик»)

Дождик,  дождик, веселей,         встряхивают кистями перед собой

Капай, капай, не жалей,             сжимают и разжимают пальцы

Только нас не намочи,                грозят пальцем

Зря в окошко не стучи,               стучат ладонями по коленям

Брызни в поле пуще.                  сжимают и разжимают пальцы

Станет травка гуще!                   Приседая, гладят «траву»

Логопед: Дождь быстро закончится, если вы правильно прочитаете песенки капелек дождя.

Дети читают слоги по очереди (слоги написаны на листочках в виде дождевых капелек): АМ, ОП, ОК, ИТ, АИ, УИ.

Логопед: Молодцы,все песенки правильно «спели», вот и дождь закончился. А наш Муравьишка не может попасть домой, на его дороге ручеек, а он плавать не умеет, построим ему кораблик?

Дети строят ему кораблик из геометрических фигур по образцу.

Логопед: Спасибо, ребята, за помощь вы настоящие  друзья, говорит вам Муравьишка. До свидания!

Итог занятия. Понравилась ли вам история про Муравьишку? Что именно понравилось, что больше всего запомнилось?

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.