Из опыта работы
«Совершенствование математических навыков
у детей старшего дошкольного возраста
с использованием сказочных сюжетов»
Булатова Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ «детский сад 38»
г. Заполярный Мурманской обл.
Математика – это одна из наиболее важных областей знания современного человека.
В течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.
Современные исследователи считают, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок – это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).
Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
- художественные (народные и авторские) сказки;
- психотерапевтичекие сказки;
- дидактические сказки;
- медитативные сказки.
Педагогам обычно интересны дидактические сказки, посредством которых передаются новые знания, умения и навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки» учебного материала.
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, эта методика позволяет ребенку свободно мечтать и фантазировать.
В сказке очень много удивительного и привлекательного: это его сюжет, герои и обязательно счастливый конец, которому так сильно радуются дети.
Первое задание:
Гуси подхватили мальчика с земли
Где -то вдруг потеряли в голубой дали.
Горько будет плакать девочка им в след,
Глянула играя, — братца рядом нет…
Кто из вас не знает эту удивительно мудрую народную сказку? Уверена ее знают все.
Совершенно верно с этим заданием вы справились.
Следующее задание.
Второе задание:
1. Давайте повторим с кем повстречалась девочка по пути к избушке Бабы – Яги? «Печь, яблоня, молочная река.»
2.Сколько остановок она сделала вместе с братцем и у чего (нужно назвать очередность, они остановились у первой молочной реки, второй остановкой было возле яблони, и третьей у печи и того всего вместе было три остановки), убегая от гусей -лебедей?
Третье задание:
1.А сейчас давайте посчитаем на яблоне красные и зеленые яблоки. Сколько красных и сколько зеленых яблок?
2.Теперь сестрице нужно помочь перейти на тот берег, как ей можно помочь? Нужно построить мост из бревна, какой подойдет? Длинное, средней длены и короткое бревно.
Четвертое задание:
Когда девочка убегала от гусей лебедей, ей показалось, что их стало больше с того времени, когда она сама их догоняла. Права ли она? На сколько их стало больше или меньше?
Пятое задание:
Лебеди одной пары он и она до конца жизни привязаны друг к другу, отделите такие пары лебедей одну от другой ровной линией.
Шестое задание:
Придумайте другой конец сказки.
В данной работе можно придумывать множество вариантов вопросов, конечно в предложенном варианте дети хорошо должны быть ознакомлены с той или иной сказкой, и эта работа очень подходит на закрепление данного материала.
Обучения математике не должно быть скучным для детей. Ребёнок лучше запоминает то, что ему интересно и он познаёт мир на примерах взрослых и сказочных персонажей.
Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомнится надолго.
Спасибо за внимание!