Методическая разработка
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказкой»
Ковшевая Наталья Ариевна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Рисунки к игре выполнены автором Н.А. Ковшевой
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требуется от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Очень важно научить ребёнка видеть необычное в обычном, фантазировать. А богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка.
К сожалению редкими гостями становятся у детей добрые и мудрые учителя – книги, пропитанные духом народных традиций, воспитывающие юные сердца в любви и добре.
Уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие дети предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Не в этом ли причина всплеска агрессивности, неустойчивого внимания детей. Ведь не реклама, не боевики должны оказывать воздействие на детей, а встреча с добрым и прекрасным, музыкой и поэтикой русской классической литературы. А литература – мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность чувств.
В современно мире сказка – это по-прежнему естественный способ обучения детей культуре и жизни в социуме. Слушая сказку, ребёнок учится любить и сострадать, глубоко сочувствовать персонажам, получать позитивные эмоции, он развивает воображение. Наделяя обычнее предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя воображение, дети начинают совершать обычные действия необычным способом. А это значит, они начинают творить, фантазировать, становятся Волшебниками. Поэтому сказка не только обучает и воспитывает, но и побуждает детей к деятельности. Она создаёт богатые возможности детей к собственному творчеству.
Кроме того, язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то время загадочна. Слушая сказку, ребёнок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий. А фантастический мир сказки, «приглашение к соавторству», додумывание, дорисовывание, достаиван6ие образов, ситуаций, сюжетов – позволяет пробудить в ребёнке «спящие», невыявленные творческие качества личности: воображение и абстрактное мышление, фантазию; позволяет ребёнку самореализоваться.
Для того, чтобы ребёнку было легче запомнить сказки, можно использовать различные дидактические игры на развитие творческого воображения, связной монологической и диалогической речи.
Дидактическая игра «Так, да не так»
Живёт на этой улице
Художник Кавардак.
Рисовать он любит книжки,
Но иногда и так и сяк.
Дети должны сами, внимательно изучив сюжет, назвать произведение, а также указать, какой герой пришёл из другой сказки.
Предложить детям изменить сюжет сказки, добавив в него нового персонажа, попробовать переделать начало или конец.
Предложить детям придумать сказку наоборот:
- заблудились три медведя и попали к девочке домой;
- курочка снесла волшебное яичко;
- семь волков и один козлёнок;
- заяц выгоняет лису из избушки и т.д.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт»
Дети рассматривают сказочных героев. Предложить назвать персонажей с необычным внешним видом, у который имеются необычные части тела.
Предложить расселить героев в домики и подселить к ним соседей, рассказать, как живут герои из разных сказок в одном домике.
Список литературы
- «Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюкова
- Федеральный журнал «Дошкольный мир», №6 2022