Конспект образовательной деятельности
«Эх, водица, эх, водица»
в старшей группе для детей с ТНР
Луцив Ирина Степановна,
воспитатель МБДОУ № 48,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель занятия: познакомить детей с такими свойствами воды как прозрачность, вкус, запах.
Задачи:
Обучающие:
— формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов;
— расширять знания детей о свойствах воды;
— учить делать вывод самостоятельно;
Развивающие:
— развивать исследовательское поведение детей;
— способствовать развитию умения выдвигать предположения и отбирать способы проверки и достижения результата;
Воспитательные:
— воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества.
— формировать у детей бережное отношение к воде;
— создать положительный настрой;
Коррекционные задачи:
— развивать мыслительную и речевую деятельность детей; зрительно – моторную координацию, тонкую моторику;
Материал:
— карточки с темами исследования, стаканчики наполненные водой, соком и молоком, чайные ложки, листок для записи, простой карандаш, пакетики с лавровым листом, ванилином, ароматом духов.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Приветствие:
— Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним.
После приветствия дети проходят на свои места.
Перед детьми лежат карточки с темами исследования:
изображение воды, изображение песка, изображение воздуха.
Предлагаю детям определиться с темой исследования, отгадав загадку.
Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?
Карточку с изображением, обозначающим тему исследования, выставляю на мольберт. Теперь нам необходимо определиться с методами исследования. Показываю детям подсказку в виде таблицы методов, рассматриваем их и выбираем метод эксперимента и метод « подумать самостоятельно».
Опыт первый: вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком.
Предлагаю детям использовать метод «подумать самостоятельно», выслушиваю версии детей. Спрашиваю, что необходимо сделать, чтобы доказать или опровергнуть свои гипотезы. Приходим к тому, использовать метод эксперимента.
В оба стаканчика опустить по чайной ложке.
Воспитатель:
— Перед вами стаканчики с молоком и водой, в каком из стаканчиков видно чайную ложку, а в каком не видно? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Прошу детей, назвать при помощи какого анализатора мы определили это свойство воды.
Делаем запись на листочке.
Опыт второй: у воды нет вкуса.
Использую предыдущую методику проведения.
Перед детьми стаканчики с водой, соком, молоком.
Воспитатель:
— Ребята, давайте попробуем сок. Какой у него вкус?
(кислый, апельсиновый, вкусный) А теперь давайте попробуем молоко. У молока, какой вкус? (сладкий)
— Сейчас возьмите стаканчики с водой и сделайте несколько глотков. Что вы можете сказать о вкусе воды? Она кислая или сладкая?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Дети называют анализатор- язык.
Делаем запись на листочке.
Физминутка:
«Ласковый дождь»
Воспитатель:
— «В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость.» Изображая большие и маленькие капли дети делают массаж друг другу: плеч, спины. Затем воспитатель предлагает детям подставить ласковому дождю лицо: вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох….
Опыт третий: у воды нет запаха.
Использую методику, как и в первом опыте, в котором определяли прозрачность воды.
Перед детьми пакетики с лавровым листом, ванилином, маленькие пробники с духами, стаканчики с водой.
Воспитатель:
— Ребята, возьмите пакетики и понюхайте то, что в них лежит. Кто-нибудь узнал эти запахи? А теперь давайте понюхаем духи. Вам нравится их аромат? Возьмите стаканчики с водой и понюхайте воду. Чем пахнет вода?
Вывод: вода не имеет запаха.
Дети называют анализатор- нос.
Делаем запись на листочке.
Приступаем к заключительной части занятия и готовим доклад. Для этого вызываю ребенка по его желанию и предлагаю самостоятельно рассказать о свойствах воды, используя при этом свои записи.
После выступления докладчика прошу детей дополнить его, если есть в этом необходимость.