Из опыта работы
«Использование нетрадиционной техники в работе с детьми с ОВЗ»
Попова Лариса Юрьевна,
музыкальный руководитель ГОБУЗ «ОСДР»
г. Апатиты Мурманской обл.
Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.
Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.
Существует множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, среди них такие как: — игротерапия (терапия через игру).
Игра для ребёнка – основной вид деятельности, в результате которой он познаёт мир. Через неё дети отражают полученные знания и впечатления. Игра- всегда инициатива, фантазии, эмоции. А,М. Горький писал: «Игра- путь к познанию мира, в котором они живу и который призваны изменить». Игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, развитию речи и усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, музыкальная игра которую я хочу представить, называется «Игра с верёвочкой». Она очень простая, и предназначена для неговорящих детей, то есть для детей, у которых отсутствует активная речь и уровень понимания речи очень низкий, а так- же для детей с нарушениями общей и мелкой моторики и сенсорного восприятия. Верёвка- самый доступный подручный предмет, который имеется в каждом доме, что может быть проще и понятнее? Однако с помощью этого нехитрого предмета можно организовать занятия любой сложности для детей любого возраста. Эта игра с верёвкой сопровождается показом действий взрослым и чёткой инструкцией, если у ребёнка не получается упражнение по подражанию, тогда взрослый выполняет их способом «рука в руке»
«Игра с верёвочкой»
(на мелодию детской песни-игры «B-I-N-G-O»)
Программное содержание:
- Развитие музыкально-ритмического восприятия, речедвигательной активности.
- Усиление силы голоса; слухового внимания, памяти, логического мышления.
- Работа над различными сторонами произношения гласных «А-а», «О-о», «У-у», (высотой голоса, долготой звучания, темпом и ритмом произношения).
- Закрепление в пассивном словаре существительного — верёвка, глаголов повелительного наклонения- растяни. повтори, собери, сожми, проведи, брось, и и звукоподражание «Ух», «Бах».
- Работа моторной сферы-крупной и мелкой моторики, формирование умения работать двумя руками одновременно с разными задачами.
- Коррекция точности и силы движений, координации слуха и голоса, развитие ловкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, зрительно моторной координации.
- Работа над пространственными отношениями: влево, вправо, вверх, вниз.
Ход игры:
- Возьми верёвочку одну, и всем ты покажи, (взять верёвочку двумя руками растянуть и поворачивать вправо и влево)
Вправо покажи, влево покажи,
Вправо покажи и влево покажи.
- Наверх ты ручку подними и сразу опусти, (поднимать и опускать руки с растянутой верёвочкой поочерёдно)
«А-а» подними, «А-а» опусти,
«А-а» подними, и сразу опусти.
- Верёвку сверху ты возьми и ручкой проведи (одной рукой держать верёвочку, другой рукой провести по ней сверху вниз поочерёдно их меняя).
Правой проведи, левой проведи,
Правой проведи и левой проведи.
- Её на ручку накрути, обратно раскрути, (одной рукой держать верёвочку, другой рукой на неё накручивать верёвочку)
«О-о» накрути, «О-о» раскрути,
«О-о» накрути, обратно раскрути.
- За серединку ты возьми и ручкой покрути.
Правой покрути, в вертушку преврати.
Правой покрути, в вертушку преврати.
- Верёвку в ручках растяни, и сразу их сомкни,
«Ух-Ух» растяни, «Ух-Ух» их сомкни,
«Ух-Ух» растяни, и сразу их сомкни.
- Возьми верёвочку как я в ладошку собери
«Да- да» собери, в ручках ты сожми,
Брось её как я!-«Бах» (подбросить верёвочку вверх)
Окончилась игра.
Таким образом можно сделать вывод, что игра с верёвочкой:
- Многофункциональное и простое средство в работе специалиста и родителей дома.
- Повышается заинтересованность на занятиях.
- Легко включить в индивидуальные занятия.
- Большая вариативность в коррекционных задачах.
- Способ переключения с занятия, закрепление материала, снятие эмоционального напряжения, активизации, или расслабления.
- Работа моторной сферы: крупной и мелкой моторики.
- Развитие ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации, регуляция тонуса, точности и силы движений, развитие ловкости, быстроты реакций.
- Тренировка речевой активности мышления, внимания.