Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Музыкально-речевые упражнения как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | ДЕТСТВО-ГИД

Музыкально-речевые упражнения как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы
«Музыкально-речевые упражнения как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Авдеева Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
Деревянко Валентина Геннадьевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №10»,
г. Кировск Мурманской обл.

Как и многие педагоги, мы на протяжении многих лет своей деятельности занимаемся поиском интересных и нетрадиционных путей в коррекционной работе с детьми. Нас волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое занятие было интересным для воспитанников, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о мире звуков, научить их слышать, видеть, понимать.

Развитие музыкального слуха у дошкольников с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения.

Поэтому задания: ощутить метр, отметить его разными способами в пении, инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях так важны в коррекции и профилактике речевых нарушений дошкольников.
Основная цель музыкально-речевых упражнений — развивать фонематический и музыкальный и слух дошкольников.
Выделили основные виды музыкально-речевых упражнений:
• упражнения со звучащими жестами;
• упражнения с пением;
• голосовые упражнения;
• упражнения с музыкальными инструментами;
• ритмические упражнения с заданиями на ориентировку в пространстве.
В коррекционной работе с детьми, используем «Логопедические попевки» Елены Гайдар.
Данный материал специалисты могут использовать с детьми, начиная с 3-летнего возраста (а в некоторых случаях даже с 2-лет) и продолжая весь дошкольный период. Родители смогут с самого рождения ребёнка петь и играть ему эти короткие песенки, сопровождая режимные моменты, а позже учить малыша играть на инструменте и петь одновременно.
Универсальность данных песенок-попевок заключается в том, что брать их в работу можно в течении нескольких лет с одними и теми же детьми, двигаясь от простого к сложному, переходя от самых элементарных партий к более трудным.

  1. Музыкально-речевая игра с металлофоном «Игрушки» (автор Гайдар Е.)
    Возраст: 4 — 7 лет.
    Задачи:
  • работа над слоговой структурой слова;
    -упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов;
  • учить детей передавать ритмический рисунок слова;
  • работать над двусложными, трехсложными словами.
    Можно использовать на занятии как настоящие игрушки, так и их изображения.
    Предварительная работа: прохлопать или простучать палочками ритм/ритмический рисунок, т.е. произнести слова по слогам.
    Можно варьировать материал: петь и играть про игрушку справа, петь хором про каждую. Желательно при этом наличие инструмента у каждого.
    Данную песенку можно адаптировать под любую другую лексическую тему и пропевать под минусовку названия овощей («Вот на грядке овощ! Назови!», фруктов (Вот в корзине фрукты! Назови!») и т.д. а также подобрать речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков.
    Самый простой вариант, с которым справятся дети 4-х лет, – это игра на одном звуке соль (при любом количестве слогов в слове). Более сложный – игра на звуках соль, ми, до — подойдет старшим дошкольникам.
    Можно использовать на занятии как настоящие игрушки, так и их изображения. На групповом занятии дети садятся в круг на полу и держат в руках один предмет (куклу, мяч, робота и т. д.). Или же изображения игрушек можно разместить на магнитной доске.
    Предварительная работа: прохлопать или простучать палочками от металлофона ритм/ритмический рисунок игрушек, т.е. произнести слова по слогам.
    Можно варьировать материал: петь и играть про игрушку справа; петь хором про каждую. Желательно при этом наличие инструмента у каждого. Если же металлофон один на всех, то он передается по кругу.
    Данную песенку можно адаптировать под любую другую лексическую тему и пропевать названия овощей («Вот на грядке овощ! Назови!»), фруктов («Вот в корзине фрукты! Назови!»), деревьев («Вот в лесу деревья! Посмотри!»), предметов посуды и т.д., а также подобрать речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. При этом можно играть на металлофоне или же только прохлопывать по слогам слова.

2. Музыкально-речевая игра с колокольчиками «Компот» (автор Гайдар Е.)
Возраст: 3-7 лет.
Задачи:

  • учить детей передавать ритмический рисунок;
  • продолжать работать над темпом речи;
  • стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию.
    Сам текст подсказывает, как исполнить партию на металлофоне: «крошить яблоки» надо быстро и мелкими длительностями, «рубить грушу» – более размашисто, с резкими ударами и акцентами, а «сыпать сахар» поможет глиссандо.
    С малышами 3-4 лет можно инструментальную партию упростить: прохлопать ее в ладоши (или простучать палочками), а на металлофоне исполнить лишь глиссандо.
    Дети 5-7 лет справятся с партией полностью, если они уже освоили глиссандо, игру на одном звуке и поступенное восходящее и нисходящее движение.
    Будем мы варить компот,
    Фруктов надо много, вот!
    Будем яблоки крошить,
    Ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ
    Будем грушу мы рубить,
    Соль-СОЛЬ, соль-СОЛЬ
    Сладкий сахар мы добавим
    Глиссандо вверх, глиссандо вниз
    И компот ду-шис-тый сва -рим!
    Соль фа ми ре ДО до
    Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия» — детские музыкальные инструменты. Бумвокерс — ударные инструменты. Это диатонические трубки из мягкой экологичной пластмассы. Звук из них извлекается ударом по звучащему телу (руке, дереву, металлу и т. д.). Можно использовать деревянные молоточки для извлечения звука.
    Игра на цветных трубках в группе дает возможность ребенку общаться не только вербально, но и эмоционально, ментально, позволяет чувствовать мысли, настроения друг друга. Психоэмоциональная разгрузка благоприятно влияет на все сферы ребенка. Благодаря мягкому материалу, из которых изготовлены трубки, развивается моторика, тактильная чувствительность.
    Предлагаем авторскую модель на основе детского фольклора, с использованием бумвокерсов.
    3. Модель «Энзы-бензы»
  • Задачи:
  • формировать навыки вербального и невербального общения;
  • способствовать развитию чувства ритма, музыкальной памяти, внимания;
  • развивать тактильную чувствительность.
    Эн-зы, бэнзы, энзы трок.
    Карл Иваныч блины пёк.
    Сковородку уронил,
    В небе дырку проломил.
    1 этап: Педагог проговаривает текст потешки. Подключает бодиперкуссию (звучащие жесты). Повтор с детьми.
    2 этап: Показ педагогом пульсации потешки с помощью бумвокерса. Дети передают пульс ударом молотка по бумвокерсу.
    3 этап: Играем в ритме потешки молоточком по бумвокерсу, на четверть делаем удар бумвокерсом по телу или по любой поверхности.
    4 этап: Соединяем игру на бумвокерсах, проговоравание потешки с музыкальным сопровождением (фортепиано, укулеле и т.д.).
    Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Список использованных источников:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб. 2000.
  2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  3. Галянт И.Г. Эмоционально-речевая организация жизненного пространства детей – Челябинск, 2016
  4. Гайдар Е. Музыкальные попевки, 2020
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.