Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Музыкальные игры как средство развития математических представлений у дошкольников | ДЕТСТВО-ГИД

Музыкальные игры как средство развития математических представлений у дошкольников

Выступление на семинаре

«Музыкальные игры как средство развития математических представлений у дошкольников»

Цыбулина Виктория Валерьевна,

музыкальный руководитель МАДОУ г. Мурманска № 133

Добрый день! Я – музыкальный руководитель МАДОУ г. Мурманска…

Я предлагаю посмотреть, как развиваются математические представления детей на музыкальных занятиях.

Как правило,  музыкальное занятие начинается с музыкально-ритмического упражнения. Дети выполняют различные движения, перестроения, встают в «круг», в «линию», и таким образом закрепляют эти математические понятия.

Следующий раздел – «восприятие музыки» (то есть слушание) музыки. Слушая произведения разные по характеру, мы их сравниваем – здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения. А также, при  знакомстве с формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие ритмического и динамического слуха и музыкального голоса способствует развитию и закреплению некоторых математических определений.

Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются навыки ориентировки в пространстве. В младшей группе идет знакомстве с длинными и короткими звуками, используются различные картинки. Например, солнышко (демонстрируется картинка «Солнышко с лучиками»). Дети видят, как от солнышка идут лучики длинные и короткие – формируется понятие «длинная линия» и «короткая». Точно с такой же целью на музыкальном занятии используется демонстрационный материал с зайчиками, грибочками, рыбками (большие и маленькие) и т.д.

Также этот материал используется для знакомства и ориентации в пространстве (высоко – низко). Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние».

А теперь я покажу несколько музыкальных игр, способствующих развитию у детей математических способностей.

  1. В игре «Найди листок»  дети младшей группы учатся находить предметы (листики) по форме и цвету. (демонстрация игры, автор Е. Шаламонова, приложение 1)
  2. Следующая игра – «Кружатся в небе снежинки» (автор О. Воеводина).

И.П.: Дети стоят врассыпную по залу. В руках у ведущего карточки с  цифрами.

1).         Кружатся в небе снежинки, (дети кружатся, танцуют, как «снежинки»)

Нежно порхая, блестят.

Если поднимается ветер,

Сразу в кружочек летят!

Ведущий показывает карточку с цифрой «2».

Дети: Начинается игра,

Встанем мы в кружок по два!

Проигрыш: Дети встают парами, взявшись за руки и медленно идут по  кругу.

2).      Нравится нам, как снежинки, (дети кружатся, танцуют как «снежинки»)

В вальсе кружится, порхать

Если метель вдруг завьюжит,

В круг соберёмся опять!

Ведущий показывает карточку с цифрой «3»

Дети: Это просто, посмотри!

Сделаем кружок по три!

Проигрыш: Дети встают тройками, взявшись за руки и медленно идут по  кругу.

3). Эту чудесную сказку — дети кружатся, танцуют как «снежинки»

Первый навеял снежок.

Дарит он людям надежду

И собирает в кружок!

Ведущий показывает карточку с цифрой «4».

Дети: А сейчас кружок пошире, Встанем быстро по четыре!

Проигрыш: Дети встают четвёрками, взявшись за руки и медленно идут по кругу.

Игру можно усложнить. Тогда дети должны будут вставать двойками, тройками, четвёрками в кружок, соединив вытянутые правые руки в центре, а левые, отведя в сторону. Получается не просто кружок, а «СНЕЖИНКА» с лучиками.

  • Игра «Цифры по порядку»

Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Можно разделить детей на  две команды: у одной – цифры от 1 до 10, у другой – десятки от 10 до 100. Под музыку все двигаются поскоками врассыпную по залу. После слов: «Раз, два, три, четыре, пять, строим цифры все подряд!» или «Тренировка здесь  важна, без неё нам никуда!» — необходимо выстроиться в порядке возрастания (от 1 до  10 или от 10 до 100).

     Скоро в школу мы пойдём ,

Будем там учиться.

        Чтоб пятёрки получать,

        Нужно потрудиться.

Если хочешь умным быть ,

Математику любить!

Научись, как физзарядку,

Строить цифры по порядку!

Дети произносят слова: 

Раз, два, три, четыре, пять,

Строим цифры все подряд!

Затем дети строятся в порядке возрастания цифр.

Таким образом, на музыкальных занятиях посредством музыкальных игр мы с успехом развиваем математические представления дошкольников.

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.