Выступление на семинаре
«Музыкальные игры как средство развития математических представлений у дошкольников»
Цыбулина Виктория Валерьевна,
музыкальный руководитель МАДОУ г. Мурманска № 133
Добрый день! Я – музыкальный руководитель МАДОУ г. Мурманска…
Я предлагаю посмотреть, как развиваются математические представления детей на музыкальных занятиях.
Как правило, музыкальное занятие начинается с музыкально-ритмического упражнения. Дети выполняют различные движения, перестроения, встают в «круг», в «линию», и таким образом закрепляют эти математические понятия.
Следующий раздел – «восприятие музыки» (то есть слушание) музыки. Слушая произведения разные по характеру, мы их сравниваем – здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения. А также, при знакомстве с формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие ритмического и динамического слуха и музыкального голоса способствует развитию и закреплению некоторых математических определений.
Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются навыки ориентировки в пространстве. В младшей группе идет знакомстве с длинными и короткими звуками, используются различные картинки. Например, солнышко (демонстрируется картинка «Солнышко с лучиками»). Дети видят, как от солнышка идут лучики длинные и короткие – формируется понятие «длинная линия» и «короткая». Точно с такой же целью на музыкальном занятии используется демонстрационный материал с зайчиками, грибочками, рыбками (большие и маленькие) и т.д.
Также этот материал используется для знакомства и ориентации в пространстве (высоко – низко). Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние».
А теперь я покажу несколько музыкальных игр, способствующих развитию у детей математических способностей.
- В игре «Найди листок» дети младшей группы учатся находить предметы (листики) по форме и цвету. (демонстрация игры, автор Е. Шаламонова, приложение 1)
- Следующая игра – «Кружатся в небе снежинки» (автор О. Воеводина).
И.П.: Дети стоят врассыпную по залу. В руках у ведущего карточки с цифрами.
1). Кружатся в небе снежинки, (дети кружатся, танцуют, как «снежинки»)
Нежно порхая, блестят.
Если поднимается ветер,
Сразу в кружочек летят!
Ведущий показывает карточку с цифрой «2».
Дети: Начинается игра,
Встанем мы в кружок по два!
Проигрыш: Дети встают парами, взявшись за руки и медленно идут по кругу.
2). Нравится нам, как снежинки, (дети кружатся, танцуют как «снежинки»)
В вальсе кружится, порхать
Если метель вдруг завьюжит,
В круг соберёмся опять!
Ведущий показывает карточку с цифрой «3»
Дети: Это просто, посмотри!
Сделаем кружок по три!
Проигрыш: Дети встают тройками, взявшись за руки и медленно идут по кругу.
3). Эту чудесную сказку — дети кружатся, танцуют как «снежинки»
Первый навеял снежок.
Дарит он людям надежду
И собирает в кружок!
Ведущий показывает карточку с цифрой «4».
Дети: А сейчас кружок пошире, Встанем быстро по четыре!
Проигрыш: Дети встают четвёрками, взявшись за руки и медленно идут по кругу.
Игру можно усложнить. Тогда дети должны будут вставать двойками, тройками, четвёрками в кружок, соединив вытянутые правые руки в центре, а левые, отведя в сторону. Получается не просто кружок, а «СНЕЖИНКА» с лучиками.
- Игра «Цифры по порядку»
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Можно разделить детей на две команды: у одной – цифры от 1 до 10, у другой – десятки от 10 до 100. Под музыку все двигаются поскоками врассыпную по залу. После слов: «Раз, два, три, четыре, пять, строим цифры все подряд!» или «Тренировка здесь важна, без неё нам никуда!» — необходимо выстроиться в порядке возрастания (от 1 до 10 или от 10 до 100).
Скоро в школу мы пойдём ,
Будем там учиться.
Чтоб пятёрки получать,
Нужно потрудиться.
Если хочешь умным быть ,
Математику любить!
Научись, как физзарядку,
Строить цифры по порядку!
Дети произносят слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Строим цифры все подряд!
Затем дети строятся в порядке возрастания цифр.
Таким образом, на музыкальных занятиях посредством музыкальных игр мы с успехом развиваем математические представления дошкольников.
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1