Нетрадиционные методики по развитию речевой активности детей

Методическая разработка

«Нетрадиционные методики по развитию речевой активности детей»

Кашина Наталья Ильинична,

учитель-логопед МБ ДОУ № 136,

г. Новокузнецк

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, что вызывает нарушение социализации ребенка [1].

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), игры на обогащение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде [3].

Смена парадигмы образования от знаниецентрической на гуманистическую вызывает необходимость пересмотра содержания и технологий обучения, в связи с чем особую актуальность приобретает вопрос использования инноваций и нетрадиционных способов обучения в образовательном процессе. Одним из таких способов коррекции является песочная терапия. С помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека [5].

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Более того, песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам [14].Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения, предназначен для многоразового использования. Песок не прилипает к рукам, не вызывает аллергических реакций, не засоряет глаза. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка:

  • во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей;
  • во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи;
  • но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Основные принципы игры на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Направления коррекционной работы.

1. Развитие мелкой моторики. Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Примеры заданий:

действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; тоже, с насыпанием дорожки из песка и т.д

— отыскать в песочнице предметы мелкие игрушки, пуговицы, бусины и т.п); определенный предмет; предмет с определенными характеристиками; охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте;

— рисование на песке (работа с контурами и шаблонами, закрепление образа букв через «печатание» их на песке и т.д.

2. Работа над фонетической стороной речи. Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки. Примеры заданий:

— выбрать фигурки с определенным звуком;

— активное называние слов (на этапе автоматизации);

— разделение пространства на две части и заселение в одну часть –предметов с одним звуком, в другую — со звуком-оппозиционером и т.д.

3. Работа над лексической стороной речи. Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице? Примеры заданий:

— расширять и активизировать лексику (связанную, например, с песочницей: песок, песчинка, песчаный и др.);

— обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (сыпать, гладить, грести, мочить и т.д.);

— обогащать словарь детей прилагательными, в том числе и с отвлеченными значениями (легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой и т.д.);

— сочетать работу по развитию лексической стороны речи с развитием когнитивных процессов – операции классификации;

— уточнять значение новых слов через моделирование ситуации и т.д.

4. Работа над грамматической стороной речи. Говоря об этом разделе, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально-суффиксальным способом.

Очень удачен опыт показа префиксов (приставок) на примере действий с песком. Демонстрация и повторение действия, сопровождаемое называнием, безусловно, будет лучше понято и усвоено. Положителен в данном случае пример сверстников, которые рядом выполняют необходимые движения: насыпь, засыпь, пересыпь и т.д. С большим успехом проходят занятия на понимание и употребление предлогов.

5. Работа над формирование фразовой речи.

В основе возможностей формирования фразовой речи лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием (игрой) ребенка в песочнице. Мы заменили выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, представляемый педагогом, имеет вид сказки, иногда-это рассказ, где главным героем выступает ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий резко ограничено, так как следует учитывать сниженные возможности памяти.

Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа педагога создавать декорацию сюжета (деревья, дома, мебель) и, естественно, совершать все действия главного героя. После первичного рассказа ребенку предлагается повторить сказку (рассказ) для какого-нибудь игрового персонажа. Педагог побуждает и активизирует речь с помощью познавательных вопросов ребенку.

В психотерапевтической парадигме использования песочных техник возможно применение нескольких стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник, провокатор и молчаливый свидетель. При обучении рассказыванию вполне подходят три из перечисленных стратегии. В начале педагог вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок слушает, переживает и высказывает комментарии. А в положении любознательного путешественника педагог может задавать много уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину и т.д. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха.

Проигрывание литературных произведений с последующим их пересказом детьми- еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Здесь можно применять как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка» и др. Подойдут так же разрезные фигуры настольного театра.

В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опять, прикладывая к этому усилия- эмоциональные, волевые, когнитивные, что, несомненно, принесет хороший результат в коррекционной работе!

Библиографический список

1. Данилевич ТЛ. Песочные игры в формате звука [с] // Ло­гопед. 2013. № 9.

2. Довгалъ Н.В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед. 2003. № 3.

3. Жесткова В.Ф. Занятия с использованием элементов пе­сочной сказкотерапии // Логопед. 2009. № 7.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб., 2010.

5. Зинкевич-Евстегнеева Т Д., Грабенко Т.М. Чудеса на пес­ке. Практикум по песочной терапии. СПб., 2010.

6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006.

7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. СПб., 2010.

8. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Органи­зация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Метод, пособие для воспитателей и пси­хологов дошкольных учреждений. СПб.; М., 2011.

9. Никитина Т.О. Афанасьева МА. Песок как универсальное средство развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9.

10. Никонова А.В., Севастьянова И А., Павлова Е.Е. Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями в разви­тии // Воспитатель ДОУ. 2000. № 9.

11. Сачкович НА. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2008.

12. Фадеева ЮА., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2013.

13. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5—7 лет. М., 2013.

14. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песоч­ная терапия. СПб., 2010.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.