Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством формирования у них представлений о планетах Солнечной системы

Из опыта работы

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством формирования у них представлений о планетах Солнечной системы»

                             Огай Наталья Георгиевна,

                                                                        старший воспитатель МКДОУ д/с

п. Чернореченский

Искитимского р-на Новосибирской обл.

                                                                      

                                                                        .

Аннотация

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание образовательной программы, обеспечивающее развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности по пяти основным направлениям. Одним из направлений является познавательное развитие ребенка дошкольника, предполагающее, в том числе формирование представления о себе как жителе планеты Земля, о нашей планете как части огромной вселенной.

Данная тема достаточна трудна для усвоения детьми, в виду того, что это не конкретные предметы, их нельзя потрогать руками, увидеть.

Исследования психологов Л.С. Выготского. Д.Б. Эльконина и других доказали, что у детей 6-7 лет развивается понятийное мышление, а значит, им доступно знакомство с окружающим миром на уровне представлений природоведческого характера. У старших дошкольников в достаточной мере развито произвольное и творческое воображение. Получив элементарные знания о физических параметрах Солнца, Земли, Луны и любой другой планеты Солнечной системы, дети способны сделать вывод об уникальности нашей планеты и необходимости бережного отношения к природным условиям, которые обеспечивают жизнь на Земле: вода, воздух, почва и др.

Данная работа может быть полезна воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям, а также педагогам дополнительного образования, занимающимся с детьми дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – самый благоприятный возраст становления и развития общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию.

В нашем учреждении созданы благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дети старшего дошкольного возраста интересуются событиями, которые происходят в не только в родном поселке, городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают многочисленные вопросы взрослым. Примером таких событий являются космические полеты и освоение человеком Вселенной в целом. Организация познавательной деятельность по формированию представлений о космосе, побуждает детей к развитию творчества, воображения; включению детей в эвристические и познавательные беседы, решению логических и проблемных ситуаций; включение их в опытно — экспериментальную деятельность.

Цель работы: Формирование у дошкольников представлений о себе как жителе планеты Земля, о планетах Солнечной системы.

Задачи:

  • Образовательные: учить отвечать на вопросы полными предложениями; понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, космический экипаж.
  • развивающие: развивать понятие о себе как жителе планеты, находящейся в Солнечной системе; представление об уникальности расположения Земли в космосе, наличие жизни.
  • Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Формы и виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность в форме путешествия

Методы:

  1. Наблюдение за явлениями окружающего мира, социальной действительности. Установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
  2. Демонстрация иллюстраций, видефильмов, презентаций на тему космос.
  3. Игровой метод использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с пояснением, показом, объяснением.
  4. Эксперемент преобразование жизненной ситуации, предмета, явления.
  5. Моделирование с целью формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
  6. Словесные – живое общение взрослого и детей.

Приемы:

  • Комментирование
  • Инструктирование
  • Корректирование

Подготовительная работа:

  • Изготовление макетов «ракета», «Солнечная система».
  • Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций по теме космос, глобуса.
  • Подбор дидактических игр в соответствии с темой
  • Чтение книг, рассматривание энциклопедий для дошкольников.
  • Разучивание стихотворений по теме.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные:

  • умение  сохранять заданную цель;
  • умение видеть результат своей деятельности;
  • умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
  • умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Познавательные:

  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные:

  • умение слушать собеседника.
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Ресурсы (оборудование для проведения НОД):атрибуты героев мультфильма «Щенячий патруль», презентация, разрезные картинки для игры «Что взять с собой», лист в клетку для графического диктанта, задание «лабиринт», «Найди пару», геометрические фигуры, картинка – пазл «космический мусор», экран «планеты Солнечной системы», музыкальные композиции: заставка «Щенячий патруль».

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Звездный патруль к делу готов»

Действующие лица:

Взрослые: Райдер, Маршал герои мультфильма «Щенячий патруль»

Ход НОД:

Слайд 1

 (Звучит музыка из мультфильма «Щенячий патруль». Входит герой мультфильма «Щенячий патруль» Райдер.)

Райдер (в рацию):
— Понял, отправиться в космическое путешествие. Определить есть ли жизнь на близлежащих планетах, а заодно проверить все ли в порядке в нашей галактике.

Щенки, все на базу, Райдер зовет!

Маршал:
— Отряд щенков к делу готов! Ой, только я один, остальные щенки отправились в Африку спасать голодных акул.

Райдер:
— Из центра управления полетами поступило указание набрать команду сильных, храбрых, дружных ребят в звездный патруль.

Маршал:
— Как же быть вау-у-у..

Райдер:
— Не время огорчаться. Смотри Маршал, вот ребята сидят. Может они нам помогут.

Маршал:
— Ребята, вы готовы прийти к нам на вав-вав-выручку?

Дети: готовы!

Райдер:
— Я вижу вы дружные, отважные только для того чтобы полететь на луну или на марс, выйти в открытый космос, нужно много знать, уметь и тренироваться. Готовы пройти первое испытание? Тогда слушайте внимательно мои загадки.

Загадки для каждой команды:

1.Что за чудная машина смело по Луне идёт?
Вы её узнали, дети? Ну конечно…(ответ: луноход)

2. Он вокруг Земли плывёт и сигналы подаёт
Этот вечный путник под названьем… (спутник)

3. С Земли взлетает в облака, как серебристая стрела,
Летит к другим планетам стремительно…(ракета)

4. Когда ты в космосе, мой друг, творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость, ведь это…(невесомость)

5. Он чёрен как ночь, и звёзд в нём не счесть.
Планет и созвездий в нём множество есть.
Что же это за место, возникает вопрос?
И каждый ответит ведь это же… (космос)

6.  Он космос покоряет, ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт зовётся просто…(космонавт)

7. Ночью светит вам она, бледнолицая…(Луна)

8. Светит весело в оконце – ну, конечно, это….(Солнце)

Маршал:
— Вав, молодцы ребята! Про космос вы знаете, но еще в полете космонавты следовать специальным космическим правилам. Я сейчас буду произносить начало правила, а вы попробуйте его закончить.

Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь)


Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ)


Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать)


Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд)


Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт)


Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту)

Райдер:
— Космический патруль к полету готов! Осталось проверить все системы нашего космического корабля. Ребята выходите ко мне, становитесь в круг:

Люк откроем и закроем ЧИК-ЧИК-ЧИК
(ладони перед лицом. Движение вверх-вниз)

Иллюминаторы помоем Ш-Ш-Ш
(руки зажаты в кулаки, вращательное движение перед глазами)

Видим в телескоп комету УХ-УХ-УХ
(поднять левую руку, резко опустить ее вправо по диагонали. Затем поменять руки )

Есть ли топливо в ракете БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ
(круговые движения талией)

Двигатель должен зареветь Р-Р-Р
(присесть руки зажаты в кулаки перед собой)

Все в порядке можно лететь!
(показать «здорово»)

Маршал:
— Космонавты, по местам
Старт давайте кораблям!
Слайд 2

обратный отсчет
Все: Поехали!

Райдер:
— Бортовой компьютер доложите обстановку

Слайд 3:
голос:
«Наш корабль вышел на орбиту. Полет протекает нормально. Все навигационные системы работают хорошо. Наш звездолет направляется на планету Юпитер». Планета Юпитер посылает запрос нашему кораблю. Чтобы стыковаться с Юпитером необходимо выполнить секретное задание. Экипаж к выполнению задания готов?»

Райдер:
— Ребята вы готовы выполнить задание?

Маршал:
— Дело в надежных лапах!
Слайд №4
ЗАДАНИЕ № 1«Что взять с собой в полет?»
Нужно выбрать только те предметы, которые нужны космонавту для полета в космос.

Слайд №5
ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Юпитер)
Слайд №6

Райдер:
— Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №7
 Бортовой компьютер сообщите обстановку.
Слайд №8
ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Марс. Экипаж к стыковке готов?»

Слайд №9 ЗАДАНИЕ №2 «Новые жители»
Ребята, следуйте строго инструкции: Двигаться начинаем от начальной точки на листе.

Слайд №10
ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Марс)
Слайд №11

Райдер:
— Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд № 12 Бортовой компьютер сообщите обстановку.

 ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Венера. Экипаж к стыковке готов?»

Слайд № 13 ЗАДАНИЕ №3 «Найди одинаковые ракеты»
Слайд №14 ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Венера)

Райдер:
— Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №15  Бортовой компьютер сообщите обстановку.

Слайд №16

СИГНАЛ. «ВНИМАНИЕ ТРЕВОГА, ТРЕВОГА. НАДВИГАЕТСЯ МЕТЕОРИТНАЯ БУРЯ. НЕОБХОДИМО РАСЧИСТИТЬ ДОРОГУ, ЧТОБЫ МЕТЕОРИТЫ НЕ ПОВРЕДИЛИ НАШ ЗВЕЗДОЛЕТ»

Маршал:
— Нужно распределить метеориты – воздушные шарики по цвету в корзины. Звездный патруль за дело!

Райдер:
— Молодцы ребята! Мы справились. Бортовой компьютер доложите обстановку

 Слайд №17

ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Сатурн. Экипаж к стыковке готов?»

Слайд №18 ЗАДАНИЕ №4  «Робот будущего»
Необходимо собрать робота из тех деталей, которые лежат в конверте. На конверте указано какие геометрические фигуры нужно использовать

Слайд №19

ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Сатурн)

Райдер:
— Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №20 Бортовой компьютер сообщите обстановку.

 Слайд №21 ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Уран. Экипаж к стыковке готов?»

Слайд №22 ЗАДАНИЕ №5 «Космический мусор»
Соберите картинку из разрезных деталей по образцу

Слайд №23 ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Уран)

Райдер:
— Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №24  Бортовой компьютер сообщите обстановку.

Слайд №25  ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Нептун. Экипаж к стыковке готов?»

Слайд №26 ЗАДАНИЕ №6 «Расставь планеты»
Расставьте планеты на карте Солнечной системы, по мере их удаления от солнца

Слайд №27 ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Нептун)
Слайд №28

Райдер:
— Мы облетели все планеты солнечной системы. Скажите ребята, на какой из планет солнечной системы есть все для существования жизни – вода и атмосфера, которая защищает все живое от вредного воздействия солнечных лучей. Какая планета самая лучшая?

Ответы детей

Маршал:
— Конечно же это наша родная, любимая Земля. Летим скорее домой, я так соскучился и ва-вав, проголодался.
Райдер:
— Звездный патруль, к полету на планету Земля готов? Тогда бортовой компьютер проложить маршрут домой.
Слайд №29

Слайд №30

ГОЛОС «Звездный патруль, пристегнуть ремни. Маршрут к родной планете Земля проложен. Начинаем обратный отсчет – 4-3-2-1 Внимание! Взлет!
(звуковая заставка)

Слайд №31
Наш корабль успешно совершил посадку на планете Земля. Температура за бортом корабля составляет -15 градусов по Цельсию. Экипаж звездного патруля в полном составе заканчивает галактическое путешествие. Ребята,
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! До новых встреч!

Райдер:
— Ребята, спасибо за работу. Вы настоящие молодцы! Внимание! Приветствуем наш космический патруль:
(дети проходят почетный круг)
Вот выходит на парад наш космический отряд
Руки в стороны к плечам, дружно мы покажем вам.
Приседаем и встаем и ничуть не устаем.
Мы команда высший класс, поприветствуйте – ка нас!
Ведущий: Поздравляю вас с успешным полетом и возвращением на Землю. Вам понравилось наше космическое путешествие? А что особенно запомнилось?

Чтобы сохранить наши впечатления – сделаем общую космическую фотографию.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.