Из опыта работы
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством формирования у них представлений о планетах Солнечной системы»
Огай Наталья Георгиевна,
старший воспитатель МКДОУ д/с
п. Чернореченский
Искитимского р-на Новосибирской обл.
.
Аннотация
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание образовательной программы, обеспечивающее развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности по пяти основным направлениям. Одним из направлений является познавательное развитие ребенка дошкольника, предполагающее, в том числе формирование представления о себе как жителе планеты Земля, о нашей планете как части огромной вселенной.
Данная тема достаточна трудна для усвоения детьми, в виду того, что это не конкретные предметы, их нельзя потрогать руками, увидеть.
Исследования психологов Л.С. Выготского. Д.Б. Эльконина и других доказали, что у детей 6-7 лет развивается понятийное мышление, а значит, им доступно знакомство с окружающим миром на уровне представлений природоведческого характера. У старших дошкольников в достаточной мере развито произвольное и творческое воображение. Получив элементарные знания о физических параметрах Солнца, Земли, Луны и любой другой планеты Солнечной системы, дети способны сделать вывод об уникальности нашей планеты и необходимости бережного отношения к природным условиям, которые обеспечивают жизнь на Земле: вода, воздух, почва и др.
Данная работа может быть полезна воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям, а также педагогам дополнительного образования, занимающимся с детьми дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – самый благоприятный возраст становления и развития общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию.
В нашем учреждении созданы благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дети старшего дошкольного возраста интересуются событиями, которые происходят в не только в родном поселке, городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают многочисленные вопросы взрослым. Примером таких событий являются космические полеты и освоение человеком Вселенной в целом. Организация познавательной деятельность по формированию представлений о космосе, побуждает детей к развитию творчества, воображения; включению детей в эвристические и познавательные беседы, решению логических и проблемных ситуаций; включение их в опытно — экспериментальную деятельность.
Цель работы: Формирование у дошкольников представлений о себе как жителе планеты Земля, о планетах Солнечной системы.
Задачи:
- Образовательные: учить отвечать на вопросы полными предложениями; понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, космический экипаж.
- развивающие: развивать понятие о себе как жителе планеты, находящейся в Солнечной системе; представление об уникальности расположения Земли в космосе, наличие жизни.
- Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.
Формы и виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность в форме путешествия
Методы:
- Наблюдение за явлениями окружающего мира, социальной действительности. Установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
- Демонстрация иллюстраций, видефильмов, презентаций на тему космос.
- Игровой метод использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с пояснением, показом, объяснением.
- Эксперемент преобразование жизненной ситуации, предмета, явления.
- Моделирование с целью формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
- Словесные – живое общение взрослого и детей.
Приемы:
- Комментирование
- Инструктирование
- Корректирование
Подготовительная работа:
- Изготовление макетов «ракета», «Солнечная система».
- Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций по теме космос, глобуса.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой
- Чтение книг, рассматривание энциклопедий для дошкольников.
- Разучивание стихотворений по теме.
Формируемые УУД:
Личностные:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные:
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть результат своей деятельности;
- умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
- умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
Познавательные:
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника.
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- формулировать собственное мнение и позицию.
Ресурсы (оборудование для проведения НОД):атрибуты героев мультфильма «Щенячий патруль», презентация, разрезные картинки для игры «Что взять с собой», лист в клетку для графического диктанта, задание «лабиринт», «Найди пару», геометрические фигуры, картинка – пазл «космический мусор», экран «планеты Солнечной системы», музыкальные композиции: заставка «Щенячий патруль».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
«Звездный патруль к делу готов»
Действующие лица:
Взрослые: Райдер, Маршал герои мультфильма «Щенячий патруль»
Ход НОД:
Слайд 1
(Звучит музыка из мультфильма «Щенячий патруль». Входит герой мультфильма «Щенячий патруль» Райдер.)
Райдер (в рацию):
— Понял, отправиться в космическое путешествие. Определить есть ли жизнь на
близлежащих планетах, а заодно проверить все ли в порядке в нашей галактике.
Щенки, все на базу, Райдер зовет!
Маршал:
—
Отряд щенков к делу готов! Ой, только я один, остальные щенки отправились в
Африку спасать голодных акул.
Райдер:
—
Из центра управления полетами поступило указание набрать команду сильных,
храбрых, дружных ребят в звездный патруль.
Маршал:
—
Как же быть вау-у-у..
Райдер:
—
Не время огорчаться. Смотри Маршал, вот ребята сидят. Может они нам помогут.
Маршал:
—
Ребята, вы готовы прийти к нам на вав-вав-выручку?
Дети: готовы!
Райдер:
—
Я вижу вы дружные, отважные только для того чтобы полететь на луну или на марс,
выйти в открытый космос, нужно много знать, уметь и тренироваться. Готовы
пройти первое испытание? Тогда слушайте внимательно мои загадки.
Загадки для каждой команды:
1.Что за чудная машина
смело по Луне идёт?
Вы её
узнали, дети? Ну конечно…(ответ: луноход)
2. Он
вокруг Земли плывёт и сигналы подаёт
Этот вечный
путник под названьем… (спутник)
3. С Земли
взлетает в облака, как серебристая стрела,
Летит к
другим планетам стремительно…(ракета)
4. Когда ты
в космосе, мой друг, творятся чудеса вокруг.
Паришь ты –
вот так новость, ведь это…(невесомость)
5. Он чёрен
как ночь, и звёзд в нём не счесть.
Планет и
созвездий в нём множество есть.
Что же это
за место, возникает вопрос?
И каждый
ответит ведь это же… (космос)
6. Он
космос покоряет, ракетой управляет,
Отважный,
смелый астронавт зовётся просто…(космонавт)
7. Ночью
светит вам она, бледнолицая…(Луна)
8. Светит
весело в оконце – ну, конечно, это….(Солнце)
Маршал:
— Вав, молодцы ребята! Про космос вы знаете, но еще в полете космонавты
следовать специальным космическим правилам. Я сейчас буду произносить начало
правила, а вы попробуйте его закончить.
Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь)
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ)
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать)
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд)
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт)
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту)
Райдер:
—
Космический патруль к полету готов! Осталось проверить все системы нашего
космического корабля. Ребята выходите ко мне, становитесь в круг:
Люк
откроем и закроем ЧИК-ЧИК-ЧИК
(ладони перед лицом. Движение вверх-вниз)
Иллюминаторы
помоем Ш-Ш-Ш
(руки зажаты в кулаки, вращательное движение перед глазами)
Видим
в телескоп комету УХ-УХ-УХ
(поднять левую руку, резко опустить ее
вправо по диагонали. Затем поменять руки )
Есть
ли топливо в ракете БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ
(круговые движения талией)
Двигатель
должен зареветь Р-Р-Р
(присесть руки зажаты в кулаки перед
собой)
Все
в порядке можно лететь!
(показать «здорово»)
Маршал:
—
Космонавты, по местам
Старт давайте кораблям!
Слайд 2
обратный отсчет
Все: Поехали!
Райдер:
—
Бортовой компьютер доложите обстановку
Слайд 3:
голос:
«Наш корабль вышел на орбиту. Полет протекает нормально. Все навигационные
системы работают хорошо. Наш звездолет направляется на планету Юпитер». Планета
Юпитер посылает запрос нашему кораблю. Чтобы стыковаться с Юпитером необходимо
выполнить секретное задание. Экипаж к выполнению задания готов?»
Райдер:
—
Ребята вы готовы выполнить задание?
Маршал:
—
Дело в надежных лапах!
Слайд №4
ЗАДАНИЕ № 1«Что взять с собой в полет?»
Нужно выбрать только те предметы,
которые нужны космонавту для полета в космос.
Слайд №5
ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Юпитер)
Слайд №6
Райдер:
—
Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №7
Бортовой компьютер сообщите
обстановку.
Слайд №8
ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Марс. Экипаж к стыковке
готов?»
Слайд №9 ЗАДАНИЕ №2 «Новые
жители»
Ребята,
следуйте строго инструкции: Двигаться начинаем от начальной точки на листе.
Слайд №10
ГОЛОС (сообщает короткую информацию о
планете Марс)
Слайд №11
Райдер:
—
Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд № 12 Бортовой компьютер
сообщите обстановку.
ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Венера. Экипаж к стыковке
готов?»
Слайд № 13 ЗАДАНИЕ №3 «Найди
одинаковые ракеты»
Слайд №14 ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Венера)
Райдер:
—
Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №15 Бортовой компьютер сообщите обстановку.
Слайд №16
СИГНАЛ. «ВНИМАНИЕ ТРЕВОГА, ТРЕВОГА. НАДВИГАЕТСЯ МЕТЕОРИТНАЯ БУРЯ. НЕОБХОДИМО РАСЧИСТИТЬ ДОРОГУ, ЧТОБЫ МЕТЕОРИТЫ НЕ ПОВРЕДИЛИ НАШ ЗВЕЗДОЛЕТ»
Маршал:
—
Нужно распределить метеориты – воздушные шарики по цвету в корзины. Звездный
патруль за дело!
Райдер:
— Молодцы ребята! Мы справились. Бортовой компьютер доложите обстановку
Слайд №17
ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Сатурн. Экипаж к стыковке
готов?»
Слайд №18 ЗАДАНИЕ №4
«Робот будущего»
Необходимо
собрать робота из тех деталей, которые лежат в конверте. На конверте указано
какие геометрические фигуры нужно использовать
Слайд №19
ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Сатурн)
Райдер:
—
Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №20 Бортовой компьютер
сообщите обстановку.
Слайд
№21 ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Уран. Экипаж к стыковке
готов?»
Слайд №22 ЗАДАНИЕ №5
«Космический мусор»
Соберите
картинку из разрезных деталей по образцу
Слайд №23 ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Уран)
Райдер:
— Ребята, пригодна эта планета для жизни? Верно, не пригодна. Летим дальше. Слайд №24 Бортовой компьютер сообщите обстановку.
Слайд №25 ГОЛОС
«Полет протекает нормально. Мы приближаемся к планете Нептун. Экипаж к стыковке
готов?»
Слайд №26 ЗАДАНИЕ №6
«Расставь планеты»
Расставьте
планеты на карте Солнечной системы, по мере их удаления от солнца
Слайд №27 ГОЛОС (сообщает короткую информацию о планете Нептун)
Слайд №28
Райдер:
— Мы облетели все планеты солнечной системы. Скажите ребята, на какой из планет
солнечной системы есть все для существования жизни – вода и атмосфера, которая
защищает все живое от вредного воздействия солнечных лучей. Какая планета самая
лучшая?
Ответы детей
Маршал:
—
Конечно же это наша родная, любимая Земля. Летим скорее домой, я так соскучился
и ва-вав, проголодался.
Райдер:
— Звездный патруль, к полету на планету Земля готов? Тогда бортовой
компьютер проложить маршрут домой.
Слайд №29
Слайд №30
ГОЛОС «Звездный
патруль, пристегнуть ремни. Маршрут к родной планете Земля проложен. Начинаем
обратный отсчет – 4-3-2-1 Внимание! Взлет!
(звуковая заставка)
Слайд №31
Наш корабль успешно совершил посадку на планете Земля. Температура за бортом
корабля составляет -15 градусов по Цельсию. Экипаж звездного патруля в полном
составе заканчивает галактическое путешествие. Ребята,
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! До новых встреч!
Райдер:
— Ребята, спасибо за работу. Вы настоящие молодцы! Внимание! Приветствуем наш
космический патруль:
(дети проходят почетный круг)
Вот выходит на парад наш космический отряд
Руки в стороны к плечам, дружно мы покажем вам.
Приседаем и встаем и ничуть не устаем.
Мы команда высший класс, поприветствуйте – ка нас!
Ведущий: Поздравляю вас с успешным
полетом и возвращением на Землю. Вам понравилось наше космическое путешествие?
А что особенно запомнилось?
Чтобы сохранить наши впечатления – сделаем общую космическую фотографию.