Конспект образовательной ситуации
«Орнамент на блюде»
Салахиева Лейсан Карибулловна,
воспитатель МБДОУ № 11,
г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
Задачи:
Обучающая:
- Продолжая знакомство с татарским народным декоративно-прикладным искусством
- Продолжается знакомство с элементами татарского орнамента: тюльпан, листья, трилистник с сочетанием форм и цвета.
Развивающие:
- развивать творческие способности дошкольников, чувство цвета, формы и композиции;
- развивать связную речь, память, внимание, мышление, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования красками.
Воспитательные:
- Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества
Демонстрационный материал: мультимедийная установка, печатное пособие «Татарский национальный орнамент», краски, кисточки, клеенки, стаканчики с водой салфетки, фломастеры, восковые мелки.
Ход занятия:
Вводная часть: (воспитатель входит в группу одетый в национальный татарский костюм).
Воспитатель: Ребята, здравствуйте я приехала к вам в гости из соседней Татарской Республики. Приехала к вам с просьбой о помощи, я собиралась к бабушке в гости с угощением и тут приключилась беда, я нечаянно разбила блюдо и очень надеюсь, на вашу помощь. Ребята вы поможете мне
Дети: Да
Основная часть:
Воспитатель: Но блюдо это непростое оно старинное и украшено национальным орнаментом, хорошо, что я его сфотографировала. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Сейчас мы внимательно рассмотрим все элементы орнамента блюда. Ребята, какие знакомые элементы вы видите, назовите их, пожалуйста? (дети называют знакомые элементы). Молодцы правильно, а сейчас предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Волшебный экран».
Воспитатель: Сейчас я прочту для вас задание от девочки по имени Гузель:
Злая волшебница перемешала всю посуду украшенную народами разных республик и я теперь не могу найти ту, которая украшена татарским орнаментом и я думаю что вы справитесь с этим заданием (воспитатель предлагает в экран вставить листок разделенный на 9 клеток в каждой клетке предмет посуды украшенный росписью разных национальностей. Дети берут фишки на липучках и отмечают только ту посуду которая украшена элементами татарской росписи. Когда дети закончат выполнена задания детям предлагается перевернуть листок, вновь вложить его в экран и проверить себя. Если задание выполнено правильно то под фишкой окажется улыбающееся солнышко.
Воспитатель: Молодцы ребята вы все справились с заданием
Физкультминутка. Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята посмотрите на столе лежат круги разного размера это наше с вами будущее блюда. Выберете блюдо любого размера, фона и материал для работы и садитесь на свое место. Вспомните все знакомые элементы и нарисуйте блюдо. Не забываем, что в орнаменте элементы чередуются.
Во время работы детей, фоном включается спокойная татарская национальная музыка.
Заключительная часть (рефлексия).
Что у вас получилось лучше всего?
Что у вас не получилось и почему?
Что вы сделаете, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Воспитатель Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Большое вам спасибо за помощь, теперь я смогу отнести гостинец своей бабушке.