Опыт работы на тему
«Организация сотрудничества с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Третьякова Дарья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 5,
г.о.г. Шахунья Нижегородской обл.
Как известно, укрепление здоровья детей и охрана их жизни является одной из основных задач воспитания. Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма всегда занимала важное место в деятельности дошкольных образовательных организаций и не потеряла своей актуальности на данный момент. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.
Актуальность данной проблемы обоснована тем фактом, что в настоящий момент скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, а дети — это причина многих дорожно-транспортных происшествий.
Поэтому важно уделять внимание проблеме подготовки маленьких пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, а взрослые зачастую проявляют безучастное отношение к поведению детей на проезжей части.
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ – работа с родителями.
Целью данной работы является: снижение ДТП с участием детей дошкольного возраста, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
-оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов;
-создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями;
-создать благоприятный психоэмоциональный климат при общении родителей и детей, побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД -важный фактор для сохранения жизни и здоровья их детей;
-прививать желание соблюдать правила дорожного движения взрослыми и воспитывать грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Как показывает опыт без привлечения к работе семей воспитанников невозможно получение высоких результатов в этом направлении. Именно потому была разработана и активно реализуется система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка и к этой работе нами активно привлекаются родители воспитанников.
Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, на которых преподносится информация для родителей по обучению детей ПДД, говорится о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице.
Анкетирования и тестирования родителей «Знаете ли Вы правила дорожного движения?», «Осторожно, дорога!», исходя из результатов которых, стал уровень заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице и выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения.
Консультации, рекомендации для родителей, такие как «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения», «Ребенок в автомобиле»
Разнообразные средства наглядной информации: буклеты, листовки, стенгазеты, памятки, видеоролики и др. информация по данной теме в инфозоне, папки – передвижки, размещение информации в рабочем чате группы в мессенджерах и др., такие как «Безопасность на дороге», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Засветись! Стань заметней на дороге!», «Внимание, родители!», «С детьми на улице» и д.т.
Также были организованы такие акции как: «Засветись! Стань заметней на дороге!» (пропаганда фликеров), «Пристегни самое дорогое» (акция по безопасности в автомобиле).
Акция «Возьми ребенка за руку!» прошла в тандеме с флешмобом «Пешеходный переход» и «Наш друг-светофор»
Организована «Домашняя школа «Дорожная грамота», целью которой стало совершенствование и укрепление знаний детей о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов в домашних условиях. (чтение художественной литературы, просмотр познавательных мультфильмов, видеороликов, детских телепередач, знакомство со дорожными знаками, различные виды игр, творчество детей по данной тематике – рисунки, раскраски, поделки и т.д., наблюдение за движением транспорта и людей на улицах города, а также участие творческих выставках, конкурсах, олимпиадах и т.д.) По совместной работе с такой домашней школой ПДД уже есть первые результаты в виде грамот, дипломов и благодарностей.
Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным. Имеющиеся позитивные результаты доказывают повышение эффективности решения задачи по воспитанию культуры поведения на улице дошкольников при соблюдении сочетания разных форм современной деятельности ДОУ и семьи. Но мы не останавливаемся на достигнутых результатах.
В дальнейшем, совместно с родителями запланировано не только продолжать подобную работу, но и приобщать родителей к совместной деятельности с детьми в ДОУ, например , викторины («Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»), развлечения, КВНы, к участию родителей в беседах («Мой папа – инспектор ГИБДД», «Профессия – водитель»), продолжать привлекать к творческим конкурсам (конкурс открыток для поздравления сотрудников ГИБДД с профессиональным праздником, конкурс сказок собственного сочинения на тему ПДД), к пополнению РППС путем изготовления демонстрационных, раздаточных материалов.