Консультация для воспитателей
«Особенности пространственных представлений
у старших дошкольников с ЗПР»
Жевтоног Анастасия Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 73,
г. Мурманск
Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) были детально рассмотрены в работах таких авторов, как В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер, Н.В. Бабкина. Несмотря на множество классификаций, предложенных специалистами этой области, все они обозначают общую структуру ЗПР, основанную на происхождении нарушения. При задержке психического развития наблюдается неравномерное формирование познавательных процессов, вызванное недоразвитием речи, мышления и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, ЗПР характеризуется как эмоционально-волевая незрелость и интеллектуальная недостаточность.
Дети с ЗПР требуют внимания и специальных коррекционных методик, поэтому все усилия специалистов должны быть направлены на формирование и развитие различных аспектов психической сферы у этих детей.
Деятельность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуется сниженной работоспособностью ума, низким уровнем самоконтроля, отсутствием целенаправленности и продуктивности действий, проблемами в планировании и программировании деятельности, а также трудностями в описании своих действий. Эти факторы приводят к специфическим поведенческим нарушениям у этих детей, таким как эмоциональная неустойчивость, низкая приспособляемость к коллективу и чрезмерная утомляемость.
Анализ психологических исследований позволяет сделать вывод, что старшие дошкольники с ЗПР характеризуются недостаточно сформированной мотивационной стороной психической деятельности, ограниченным развитием мыслительных операций, трудностями в формировании ведущей деятельности для данного возраста, неполноценным развитием познавательных процессов, таких как логическое запоминание, словесно-логическое мышление, пространственно-временные представления и активная функция внимания .
Организация развивающей и коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР требует создания благоприятного эмоционального климата, в котором они чувствуют заботу, внимание и ласку со стороны всех взрослых, особенно воспитателей и дефектологов.
Согласно исследованиям Е.А. Медведевой, дети старшего дошкольного возраста с ЗПР отстают в развитии творческих способностей, что не характерно для нормально развивающихся детей. У них слабо выражен компонент положительной мотивации в творческой деятельности, и лишь некоторые из них проявляют интерес к творчеству. К тому же, интерес к заданиям на развитие творческого воображения зависит от уровня их сложности и напрямую связан с самооценкой ребенка и его страхом неудачи на основе предыдущего опыта.
Основными нарушениями в интеллектуальном развитии детей с ЗПР является недостаточность развития познавательных процессов. Им также присущи нарушения всех аспектов речевой деятельности: большинство из них имеют проблемы с произношением звуков, ограниченным словарным запасом и грамматическими обобщениями. Речевые нарушения при ЗПР имеют системный характер и проявляются в трудностях в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматической структуры речи, фонематическом слухе, фонематическом восприятии и формировании связной речи. Эти особенности речи вызывают затруднения в освоении навыков чтения и письма. Развитие речевой деятельности напрямую связано с уровнем интеллектуального развития и представляет собой составляющую общего познавательного процесса. Взаимосвязь еще более увеличивается за счет трех факторов: уровня интеллектуального развития, степени сформированности мыслительных операций и познавательной деятельности.
Восприятие у детей с ЗПР отличается поверхностностью. Они часто упускают ключевые характеристики вещей и объектов, и это является одним из особых аспектов их восприятия. В то же время, специфика восприятия у детей с ЗПР проявляется через ограниченность, фрагментарность и постоянство. Замедленность в формировании связей между анализаторами является заметной особенностью процесса развития у детей с ЗПР. В результате, дети с ЗПР испытывают трудности в слухо-зрительно-моторной координации. Отсутствие полноценного зрительного и слухового восприятия также приводит к недостаточному развитию пространственно-временных представлений. В соответствии с мнением зарубежных психологов, задержка развития восприятия является одной из ведущих трудностей .